Одаренный ребенок в школе – это проблема или радость для педагога?
На этот вопрос нет однозначного ответа. С одаренными и способными детьми работать легко и трудно.
Из всего спектра проблем обучения одарённых детей можно выделить две стратегические линии. Первая – не важно, будет ли одарённый ребёнок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога – учить ребёнка в соответствии с тем темпом, который ему доступен.
И вторая линия – необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.
Развитие одарённости школьников возможно при реализации следующих условий: 1) своевременная диагностика возможностей ребёнка; 2) адекватное содержание обучения; 3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией; 4) психологическое и педагогическое сопровождение учащегося; 5) побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.
Первое, с чего должен начать педагог - распознать особого ребенка!
Вашему вниманию мы предлагаем следующую
диагностическую методику: Карта интересов для младших школьников.
Психологические особенности одаренных детей
· Любознательность
Любознательность, образно говоря, - следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.
· Сверхчувствительность к проблемам
Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.
· Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)
Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности").
·
Высокий уровень
развития логического мышления. Подробнее...