Акмуллинская олимпиада

Карта интересов для младших школьников

Педагог, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны. Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.  Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей: в правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится - "+", если очень нравится, ставьте "++".

Бланк ответов

Дата ___________ Фамилия, имя

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27 

28 

29 

30 

31 

32 

33 

34 

35 

Инструкция для родителей:Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится - "+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной

Бланк ответов

Дата___Фамилия, имя ребенка______________

Дата _____Фамилия, имя диагностируемого_________________статус

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27 

28 

29 

30 

31 

32 

33 

34 

35 

Лист вопросов:

Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..." 
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность; 
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; 
3) петь, музицировать; 
4) заниматься физкультурой; 
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); 
8) играть с техническим конструктором; 
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами; 
10) самостоятельно рисовать; 
11) играть в спортивные, подвижные игры; 
12) руководить играми детей; 
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 
14) ходить в магазин за продуктами; 
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.); 
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; 
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи); 
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества; 
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); 
27) ухаживать за домашними растениями; 
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.); 
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; 
31) участвовать в постановке спектаклей; 
32) заниматься спортом в секциях и кружках; 
33) помогать другим людям; 
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения; 
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. 


Обработка результатов: Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 

1.  математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

2.  гуманитарная сфера (2-й столбик);

3.  художественная деятельность;

4.  физкультура и спорт;

5.  коммуникативные интересы;

6.  природа и естествознание;

7.  домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.