Акмуллинская олимпиада

У меня нет друзей!

Формат: Круглый стол

Категория: особенности межличностных отношений одаренных детей

Задать вопрос психологам, ученым и др. специалистам, высказать свою точку зрения, пригласить к дискуссии и размышлению.

Вопрос от родителя. Существует такое мнение, что одаренному ребенку очень трудно и одиноко среди сверстников. Может ли это повлиять на его личностное развитие в будущем?

Практикующий  психолог  г. Уфа.

Хотелось бы привести высказывание Э. Фромма о том, что самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности. Для одаренного ребенка быть со сверстником, дружить, договариваться – важно, но не всегда просто. В силу своей  социальной автономности такие дети очень независимы, самостоятельны, они готовы отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.  Зная и учитывая эту особенность  ребенку  нужно показывать эффективные способы взаимодействия,  убеждения и т.д.

Вопрос от родителя. Мой ребенок постоянно с кем – то конкурирует, ему важно, чтобы он везде был первым, если не получается, то очень переживает. Как вы прокомментируете, может быть мои волнения напрасны?

Практикующий  психолог  г.Бирск

В Вашем случае речь идет о соревновательности как склонности к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Однако соревноваться вашему ребенку необходимо не столько с обычными, сколько с такими же одаренными детьми. Желание одаренного ребенка побеждать, выигрывать в конкурентной борьбе со всеми своими сверстниками приносит больше вреда, чем пользы. Формируемое в результате чувство превосходства весьма существенно деформирует дальнейшее личностное развитие. Конкуренция же с более сильными детьми при соблюдении ряда педагогических условий дает хорошие результаты.

.

Вопрос от родителя. В начальной школе мой ребенок был лидером и заводилой, но в 5 классе быть с ребятами ему не интересно, предпочитает быть один. Ему нужно помочь вернуть лидерские позиции?

Психолог – консультант г. Бирск

Можно отметить, что одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений.

Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками – это понимание его интеллектуального превосходства над ними, гибкость и быстрота его мышления. Такой ребенок лучше других представляет себе наиболее эффективный характер игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и, как бы предупреждая их, берет на себя роль лидера. Это проявляется довольно отчетливо в старшем дошкольном возрасте.

У младших школьников эта ситуация несколько видоизменяется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им интеллектуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх, увлеченность углубленной интеллектуальной работой, самодостаточность.  Учитывая перечисленные особенности, понаблюдайте за вашим ребенком, поговорите с ним, поймите, что нужно ему, а не вам.

Психолог г. Стерлитамак

Интересная тема для размышления. Озвучу свое понимание этого вопроса и свое отношение.

В последнее  время я все больше склоняюсь к тому, что одиночество – это здорово.  Если человеку психологически комфортно быть одному, не «командовать отрядом», то почему это должно напрягать?  Это не значит, что я отрицаю сверстников и дружбу с ними. Создавайте точки соприкосновения со сверстниками, находите общие интересы, пережитые вместе события, эмоции, совместное времяпровождение. Помогайте ребенку быть разным!  Хороших Вам друзей!

И еще одно мнение педагога.

Потребность в общении существует всегда. Умение строить дружеские отношения своего рода искусство, и практика в этом начинается с детского возраста. Часто неумение общаться, комплексы и страхи в общении переносятся во взрослую жизнь, что порождает определенные трудности.Поэтому родителям стоит быть особенно внимательным к тому, как общается их ребенок со сверстниками, другими людьми.

  Нам  - организаторам круглого стола представляется интересным отрывок из статьи  Либерман Надежда Викторовна  психолога из Дюссельдорфа.

Возможно, Вы теряетесь в догадках, почему у Вас нет друзей, у вашего ребенка их тоже нет? Но, как известно, для того, чтобы что-то иметь, нужно что-то делать или не делать. Ваши действия всегда влияют на результат. Возможно, Вас окружают такие люди, которые не способны быть друзьями. Но скорее всего, Вы сами не готовы стать другом/подругой кому-то или не замечаете подходящих моментов для знакомства и общения с будущими друзьями.

Подумайте, насколько ценно для Вас общение с другими людьми. Ответьте на вопросы сами, а потом обсудите со своим ребенком:

1. Готовы ли Вы делиться своим вниманием и временем, чтобы выслушать другого человека, оказать ему поддержку, помочь в трудной ситуации?

2. Может быть, Вы хотите рассказывать другим о себе, но не хотите слушать их?

3. Может, Вы считаете себя скучным, неинтересным, заурядным человеком, и поэтому боитесь, что другие, узнав Вас получше, разочаруются и перестанут общаться с Вами?

4. Можете ли Вы первым/первой пойти на контакт с незнакомым человеком?

5. Умеете ли Вы находить компромиссы, ставить свои желания и интересы на второй план, чтобы поддерживать общение?

6. Умеете ли Вы прощать ошибки, например, если друг/подруга скажет или сделает что-то, чего Вы не ожидали?

Вопрос от родителя. Даются ли навыки общения ребенку отрождения?

Ответ специалиста по возрастной психологии г. Уфа

Для того, чтобы легко общаться и строить дружеские отношения, нужно обладать определенными качествами (или навыками) - уметь открываться другим людям, доверять, искренне интересоваться другими людьми, уметь управлять своими эмоциями.Кто-то обладает такими качествами, что называется "от рождения" - от природы получает выраженную потребность в общении или получает необходимые навыки в семье.Если вы не обладаете развитыми коммуникативными навыками, это не значит, что "все пропало". Коммуникативные навыки можно развивать и совершенствовать. Со страхами в общении можно справиться. Как?

Во-первых, ваш жизненный опыт. Вы всегда можете опираться на него. Анализируйте: как окружающие люди реагируют на ваше поведение, ваши слова? Что вызывает положительную реакцию, что - отрицательную. Используйте это.

Во-вторых, психологическая литература. Много полезных статей вы можете найти в интернете и много полезных книг на полках магазинов.

В-третьих, работа с психологом. Индивидуальная или посещение группы. Некоторые психологи ведут тренинги по развитию коммуникативных навыков. На подобных тренингах вы получите не только полезную информацию, но и сможете ее применить на практике под чутким руководством тренера.И самое главное, без чего не получится развить любой навык. Применяйте полученные знания. Знания сами по себе ничего не значат, они работают только тогда, когда применяются на практике.

И не забывайте себя хвалить. Даже самый маленький шаг приближает вас к успеху, к желаемому результату.Удачи вам!