Акмуллинская олимпиада

На нашем сайте вы можете задавать вопросы психологу и получить квалифицированный ответ. Вопросы отправлять на адрес электронной почты rbroditely@mail.ru


1) Вопрос: Здравствуйте! У меня такой вопрос .Мой сын учиться в 4 кл ему 10л записала его в кружок оригами.Он сначала позанимался и ему надоело там находиться.Но зато теперь все чему он научился делать в кружке делает прямо на уроке и не реагирует на замечания учителей.И в целом он не хочет учиться ему все лень кроме как только делать поделки . Пытались с ним поговорить и наказывать .Ничего не помогает .Что с ним делать? Эльвира

Ответ: Во – первых, порадуйтесь сами, похвалите ребенка, что у него появился интерес. Эта деятельность ему интересна, видимо тем, что там есть результаты, его хвалят, а в учебной деятельности – все наоборот. Поговорите с ребенком и выясните, что у него не получается, где не понимает учителя, как ему помочь. Просто заставлять делать уроки, ругать за плохие оценки не эффективно. Ребенку вашего возраста важно быть успешным, получать похвалу взрослого, помогите ему в этом.


2) Вопрос: Скажите, пожалуйста, во сколько лучше отдать дочь в школу: в 6,5 или 7,5. Не рано ли в 6,5, и не поздно ли в 7,5??? Спасибо. Александр.

Ответ:

Уважаемый, Александр!  В психологии есть такое понятие – психологическая готовность ребенка к школе. При поступлении ребенка в школу лучше ориентироваться именно на готовность ребенка, а не на его возраст. Один ребенок может быть уже готов к обучению в школе в 6,5,а другого рано отдавать даже в 7,5. Определить готов ли Ваш ребенок к школьному обучению может психолог. Он определит несколько компонентов школьной готовности: интеллектуальную (способность ребенка обобщать, сравнивать, делать выводы и т.п.), личностную готовность (отношение ребенка к учебе), волевую готовность (может ли ребенок контролировать свои действия, поведение в целом). Если ребенок готов к школьному обучению он сможет адаптироваться в школе: сможет освоить школьную программу, найдет свое место в детском коллективе, сможет выполнять указания учителя. Если же в школу попадет ребенок не готовый к этому, у него может возникнуть множество проблем: не желание ходить в школу вообще, неспособность заниматься в течении 40 минут урока, возможно развитие неврозов и различных психосоматических заболеваний. Чтобы определить готов ли Ваш ребенок к школе Вы можете обратиться к психологу в детском дошкольном учреждении, в школе или к любому детскому психологу. Такую диагностику можно пройти за год до предполагаемого поступления в школу (тогда еще останется время для подготовки) и весной, перед поступлением в школу, чтобы убедится что ребенка можно отдавать в 1-й класс.


3)Вопрос:

Здравствуйте, моей дочери 13 лет, не могу с ней справиться. На всё, что я ей говорю она не реагирует, либо переговаривается. Ее ругаешь - она еще больше не слушается. Не знаю как с ней вести себя.  Венера.

Ответ:

Добрый день, Венера! Ваша дочь вступила в подростковый возраст. Она взрослеет, меняется и, соответственно, должны измениться и ваши с ней отношения. Нормой этого возраста является эмоциональная неустойчивость,  склонность к крайним суждениям,  отрицанию существующих правил,  ниспровержению бывших авторитетов, в том числе и авторитета родителей. Ребенок в этом возрасте нуждается в отрыве от родителей, но в тоже время он все также нуждается в родительской заботе и понимании. Можно предложить несколько правил общения с подростком: быть готовым к частым  изменениям в поведении и внешности подростка – сейчас это нормально, ни в коем случае не насмехаться над ним (самооценка подростков очень неустойчива). Командовать и руководить действиями ребенка уже не получится, нужно договариваться с подростком. Еще одно правило – передача ответственности, подросток должен понять, что за все свои поступки он теперь отвечает сам. И главное  - ваше общение должно быть искренним. Интересуйтесь жизнью ребенка, его увлечениями, но именно интересуйтесь, а не допрашивайте. Часто говорят, что подростки как бы сидят на двух стульях – детском и взрослом, и задача родителей, помочь своему ребенку пересесть на взрослый.


4)Вопрос:

Подскажите пожалуйста. Мой муж предложил нашему сыну  за каждую пятерку - 100 рублей. (Он копит деньги на телефон и не тратит их). Правильно ли это?
Наталья

Ответ:

Уважаемая, Наталья. У многих родителей появляется соблазн мотивировать детей на хорошую учебу денежным вознаграждением. Кажется, что такая тактика эффективна и действенна, но это только на первых порах. Очень быстро ребенок привыкнет к тому, что за каждую пятерку ему платят, и у него пропадет желание просто учиться, узнавать что-то новое и интересное. А без вашей денежной стимуляции он в дальнейшем может вообще забросить учебу. А ведь затем ему еще нужно будет учиться в колледже, или в университете. Вместо денежных поощрений ребенка лучше хвалить, интересоваться его школьными успехами и неудачами, а также подавать личный пример – самому стремиться к новым знаниям. А телефон можно купить в конце учебного года, в качестве подарка.


5)Вопрос:

У моей дочери большие комплексы: учится хорошо, но очень стеснительная необщительная, даже на уроке если спросят - отвечает, а сама и руку не поднимет, на перемене никуда с девочками не идет - просидит в классе. Что делать? Альфия

Ответ:

Добрый день, Альфия! Многие родители озабочены застенчивостью и стеснительностью своих детей. Возможно, ваша дочь не умеет налаживать отношения со сверстниками и нужно ей в этом немного помочь. Поговорите с ней, попробуйте узнать, что её пугает в общении, почему она чувствует себя не уверенно? Наверняка у вас есть друзья с детьми такого же возраста, пригласите их к себе в гости. В домашней обстановке вашей дочери легче будет общаться. Полезным является общение с младшими детьми, они будут воспринимать вашу дочь как старшую, она почувствует свой авторитет и будет более уверенной. Предложите дочери позвать одноклассниц в гости, на её день рожденье или новый год.


6)Вопрос:

Здравствуйте! Моя дочь идет в первый класс по программе "Школа 2100" , говорят, что это программа очень сложная. Она иногда заикается и я опасаюсь не спровоцирует ли усложненная программа ухудшения в этом плане. Роза

Ответ:

Добрый день, Роза! Поступление в школу является стрессом для  ребенка. Перед началом обучения вам нужно обязательно посетить невропатолога, логопеда и психолога. Психолог поможет определить готова ли ваша дочь к школе, сможет ли она справится с учебной и эмоциональной нагрузкой. Обязательно поговорите с учителем по поводу заикания вашей дочери, чтобы она, особенно в первое время, была к ней более внимательна и менее требовательна. Теплая, любящая атмосфера в семье  поможет вашей дочери справиться с возросшей нагрузкой.


7)Вопрос:

Здравствуйте! Хотелось бы знать, почему мой внук - пятиклассник, свободно обращающийся с компьютером, получает по информатике низкие оценки. И еще тревожит его "пристрастие" к компьютерным играм агрессивного содержания. Т.е. связанные с убийствами хоть монстров, хоть людей, в общем всего, что движется, зачастую невзирая на то, свой это или чужой. Причем в обыденной жизни он довольно ласковый ребенок. Думаю, что подобные проблемы есть и в других семьях где растут сыновья.

Ответ:

Добрый день! Вы верно заметили, что сейчас многие родители озабочены пристрастием детей к агрессивным компьютерным играм. В нашем детстве не было компьютеров и нам сложно понять увлечения современных детей. Увлечение именно играми с агрессивным содержанием может быть связано с тем, что ребенок в реальной жизни не может проявить свои эмоции и злость, а в мире компьютерной игры любое поведение приемлемо и возможно. Интерес к компьютерам и к компьютерным играм является естественным для нынешних школьников, однако если ребенок больше ничем не интересуется, не общается со сверстниками, это может являться признаком компьютерной зависимости. Чтобы этого не допустить нужно предложить ребенку какую-то интересную альтернативу: посещение спортивной секции, совместные походы или поездки, увлечение каким-то хобби. Что касается оценок по информатике, увлечение компьютерными играми не означает, что ребенок владеет компьютером. Увлечение играми очень однобоко знакомит ребенка с возможностями компьютера, к тому же, как и любой школьный предмет, информатика требует от ученика усилий, нужно делать домашнее задание, изучать учебник. Чтобы заинтересовать ребенка в информатике, можно попросить его помочь разобраться в какой-нибудь компьютерной проблеме, или обсудить с ним то, как создаются его любимые компьютерные игры, что изучает информатика.


8)Вопрос:

Здравствуйте! У меня серьезная проблема! Меня достала школа! Что делать? я не могу больше выносить школу пожалуйста создайте страничку на тему "как выжить в школе" пожалуйста!!!! Жасмин.

Ответ:

Добрый день, Жасмин! Любой школьник проходил через такой этап, когда школа «достала» и нет сил больше туда ходить. Психологи часто говорят: не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней. Принимай это как естественную часть твоей жизни – как дыхание. И найди что-то хорошее в своей школьной жизни – наверняка есть интересные предметы (не все же они скучные), есть хорошие учителя (не все же они зануды), да к тому же в школе всегда можно поболтать со своими друзьями.

9)Вопрос:

Здравствуйте! Моей дочери 6 лет. Скажите, пожалуйста, как ответить дочери откуда в животике у мамы берутся маленькие дети.  Юлия.

Ответ:

Уважаемая, Юлия! Ваша дочь уже достаточно взрослая чтобы интересоваться подобными вопросами. Оставлять их без внимания, отмахиваться от ребенка конечно не стоит, но и углубляться в физиологические подробности еще рано. Можно ответить так: когда мужчина и женщина любят друг друга, они женятся, становятся мужем и женой, как мы с твоим папой. Муж и жена обнимают и целуют друг друга, вместе спят  и после этого у мамы в животике начинает расти ребеночек. 




На ваши вопросы отвечают к. псих. н., доцент кафедры психологии развития БГПУ им. М. Акмуллы Моисеева Наталия Николаевна и психолог Адаева Екатерина Александровна