Акмуллинская олимпиада

Принципы составления программы

Понятие о занятиях  для развития мышления

Развитие творческого (критического, рационального и др.) мышления является одной из самых популярных идей в современной  педагогике последних десятилетий. Многие исследователи и педагоги-практики в нашей стране уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска. А.И.Савенков, доктор психологических и педагогических наук, считает одним из эффективных методов развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся,  метод обучения мышлению. По его мнению,  это  направление работы связано с решением проблемы обучения детей и рассматривается как важная составляющая системы развития интеллектуально-творческих способностей. А.И. Савенковым разработан вариант программы «Домашняя школа мышления»  для родителей по развитию мышления своего ребенка в книге «Ваш ребенок талантлив». Он считает, что эти занятия будут совсем не лишними, особенно, если в образовательном учреждении, посещаемом  ребенком, эта работа не ведется практическим психологом. 

Принципы составления программы  для обучения мышлению

Данная программа опирается на принципы:

• дифференциации содержания, форм и видов заданий для учащихся на основе от простого к сложному, соответствия возможностям учащихся,  как по объему элементов, так и по сложности их отношений;

• индивидуальности, стимулирования, прежде всего, самостоятельных умственных усилий каждого ученика, способствования раскрытию его творческой индивидуальности;

• доступности, быть близкими жизненному  (но не обязательно учебному) опыту ребенка;

• преемственности;

• результативности, содержания элементов новизны, необычности формулировки, нестандартности решений.

Используются  современные методы контроля и управления образовательным процессом – анализ результатов деятельности детей производится на основе методов диагностики видов  одаренности, интеллекта и творческости (опросники, методики  Р.С. Немова, А.Р. Лурия, К.К. Сергеева, тесты Е. Торренса, а также  различные тренинги). Средствами  обучения выступают развивающие материалы Л.Ф. Тихомировой, Н.К. Винокуровой,  А.З. Зак, А.В. Ястребовой, О.Ю. Нежинской, Б. Зельцерман, О. Холодовой и др.

Занятия  построены  таким образом, что один вид деятельности сменяется  с другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Задания постепенно  усложняются: наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые формы работы. Одной из особенностей данной программы является использование веселых переменок вместе с развивающими упражнениями на занятиях,  предназначенных не только для  развития двигательной  сферы ребенка, но и на развитие умений  выполнять несколько различных заданий одновременно, которые способствуют развитию творческого мышления.