Эльза Ганиева, 9 класс,
МБОУ СОШ № 2, с. Аскино
Рецензия на рассказ Вадима Богданова «Радости»
Прошло уже 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. И в этот юбилейный год особенно актуальны рассказы, посвященные тому времени. Ведь Победу ковали тысячи, миллионы самых разных людей. Так и произведение В. Богданова повествует нам об одной из многих – судьбе Кирилла Алексеева. Автор рассказа в самом начале от имени главного героя пишет: «Вы можете пронумеровать куски моей жизни. Можете составить их по хронологии или по иному принципу. Все равно моя жизнь останется рваной». И действительно особенностью произведения является несоответствие фабулы и сюжета. Читатель из отдельных отрывков жизни Кирилла составляет полную картину произошедших событий, собирая пазл. В. Богданов, таким образом, заставляет нас задаться вопросом: почему герой воспринимает жизнь рвано? И только дочитав до конца, мы полностью осознаем, какой трудный путь, пусть и не на фронте, прошел во время войны К. Алексеев.
До войны всё для него было мирно, спокойно, но 1941-й год изменил его судьбу. Кирилл и сам не понимает до конца причину странного совпадения начала войны и расставания с горячо любимой Оксаной. Но данное обстоятельство сыграло немаловажную роль. «А было так, что к городу подходили немцы. Нет, конечно, они были еще достаточно далеко, и перед ними стоял фронт и наши линии обороны, и был приказ: ни шагу назад…», – пишет автор. Поэтому «эвакуация шла уже два месяца, почти с самого начала войны». И главного героя отправляют эвакуировать иконы, как предмет древней живописи. В данном эпизоде Богданов показывает возчика Егора, человека зажиточного. Он, решив, что в ящиках золотые оклады икон, крадет их, скрываясь в неизвестном направлении. Егор на вопрос монаха: «Что же ты творишь, ирод! Креста на тебе нет!» отвечает:
– Дык отменили кресты-то, прости, Господи, меня грешного… Ты, батюшка, не боись, тебя не трону, не возьму грех на душу, иди себе стороной, а с энтими разберуся…
Так автор показывает, как на людей повлияло многолетнее отсутствие религии. В это время немцы входят в город, и на станции Кирилл видит убитую любимую. «Всё умерло…», – застревает у него в голове. Мы наблюдаем отчаяние человека, потерявшего всё, что у него было и к тому же находящегося в оккупации. Окружающее его воспринимаются им так: «Город был брошен. Город был пуст и полон настороженного ожидания, мышиного юркого движения где-то по закоулкам, мелькающих серых теней на периферии зрения. Советские войска оставили город. Его оставила Советская власть». Он впадает в запой, из которого его может вытащить только монах:
– Все умерло. Я никому не нужен.
– Отечество живо. Живо, Кирилла! Ты ему нужен!
– Зачем? Что я могу…
– Нам надо найти иконы. Вернуть надо. Спасти. Хотя бы ту… в особину ее… В ней чудо!.. Надо найти того возчика. Егория. Село его. Я пробовал было. Не смог. Ты можешь. Мы найдем святую икону. Ты теперь в воинстве божием. Ты должен превозмочь…
– Да как я найду этого гада?! Я же не знаю ничего… А чудо… Не смеши, монах! Сказки свои… Я атеист!
– Нет. Подожди, Кирилла… Слушай…
Монах говорил. Кирилл слушал…
Так начинаются поиски чудотворной иконы, самой ценной из всех потерянных. Совместно с монахом они находят деревушку, где живет возчик. Видя картину сбора жителей для массового сожжения, сердце Кирилла не может равнодушно наблюдать за происходящим. Он кричит: «Бегите! Бегите, люди! Они сожгут вас! Сожгут всех! Бегите!» Немцы расправляются с жителями деревни. Кирилл вместе с монахом в полыхающем кострище пытаются найти иконы, когда его самого обливают горючей жидкостью, но происходит чудо, и он не загорается. Кирилл бросается в горящий сарай. Он выносит чудотворную икону, но неожиданно маленькая искорка долетает и до него. «Время для него остановилось – остановилось и понеслось стремительно: то ли назад, то ли вперед – оно развернулось. И встало перед его взором живыми картинами все то, что говорил ему монах брат Мокий, все, что он вобрал в себя, как сосуд пустой, опустошенный смертью, и войной, и горем…». Богданов передает последнее, что видел главный герой рассказа, – икону. Кирилл, не видевший ранее в ней ничего примечательного, теперь, умирая, «видит женщину в черном покрывале. И горе. Горе, смертное горе во всей ее фигуре, в лице <…> – во всем. Но глаза… удивительно,< …> отчаянно невозможно передать то, что было скрыто в ее глазах – там за болью, за горем и скорбью были Радости. Да, да – Радости! Это неуловимый переход, когда все – ночь и страх, смерть и безысходность, и когда знаешь, что ночь еще будет продолжаться и мука продлится, но уже слышишь и ведаешь благую весть. И, может быть, пока боишься до конца поверить в нее, боишься потому, что это небывалое и необъяснимое, и ты точно знаешь: то, что умирает, не возвращается, но там, в глубине, в самой глубине глаз – этот отблеск. Отблеск дня и мира. Радости».
Данное произведение дает читателю картину удивительной человеческой судьбы, через которую словно бы на танках проехалась война, переломав всё живое. Автор показывает, как через икону меняются представления главного героя, как даже в такие трудные времена можно двигаться вперед к цели и найти радость в жизни.
Милена Сафиуллина, 8 класс,
МБОУ СОШ № 5, п. Чишмы
Рецензия на произведение Сергея Круля «Притча о певце»
Автором притчи о певце является мой земляк и безмерно талантливый человек – Сергей Круль. Это необыкновенно трогательный рассказ о жизни нищего певца, богатого душевно.
Название произведения – «Притча о певце», а любая притча назидательна и содержит поучительный смысл и мудрость в форме иносказания. Актуальность темы вполне очевидна, потому что духовность определяет наше существование.
Автор ставит задачу описать последние дни жизни старого одинокого певца, который сам сочинял и исполнял песни.
Певец не хотел идти на праздник шаха и считал, что его песни понятны лишь страдающему сердцу. Старый нищий говорил: «Мой дом пуст. В нем нет ничего, кроме песен, которые согревают и кормят меня. Если я подвергну их унижению, я останусь один». Именно эти слова заставили меня задуматься… Ведь в мире не всегда есть взаимопонимание, немыслимо, что может ожидать нас, если мы захотим открыться людям? Старый певец открыл, отдал свою душу песням, своему творчеству! И не прогадал…
Притча мне очень понравилась. Название произведения соответствует содержанию. Потому что это рассказ с нравоучением. В данном случае он учит нас тому, что каждый человек увидит плоды своего занятия. Он может заметить их в начале жизни, может даже и в конце жизни, как и наш литературный герой. Он увидел свои песни в образе необыкновенных и загадочных белых птиц. Смысл притчи таков: «Песни ведь рождаются на небе, а живут на земле, и пока существует человеческая память и есть на свете любовь, они не умирают».
Особо хочется отметить, что автор разворачивает перед нами повествование о тайнах человеческой души. Он показывает с одной стороны глупых и жестоких людей в лице шаха, его слуги и гостей, а с другой, бескорыстных и любящих, таких, как сам певец и простой народ ‒ с богатым внутренним миром и жизнелюбием.
Размышляя над произведением, я пришла к выводу, что современная молодежь должна прочитать притчу Сергея Круля, потому что она воспитывает нравственность, духовность и человечность.
Элина Набиуллина, 10 класс,
МБОУ СОШ, с. Старокалмашево
Юрий Горюхин «Встречное движение»
Мой девиз по жизни: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Это слова великого Дени Дидро. Поэтому, чтение книг для меня нечто вроде долга. Они для меня руководители, воспитатели…
Познакомиться с этой книгой мне посоветовал человек, вкусу которого я полностью доверяю. Каждый день перед сном я беру эту замечательную книгу и полностью в нее погружаюсь…
Текст легок для восприятия и читается на одном дыхании, покоряя красотой и изобразительностью языка.
В романе неоднократно упоминаются названия улиц Уфы. И это прекрасно! Ведь читая роман, я погружаюсь атмосферу города, гуляю с героями по улицам Уфы.
Описание жизни героев завораживает и заставляет переворачивать страницу за страницей, не отрывая глаз от текста. Сюжет достаточно интересен. В книге показаны семейные взаимоотношения, человеческие пороки и соблазны, которые контрастируют с совершенно чистыми, ангельскими созданиями, которым, увы, не место в таком ужасном мире.
Одиночество... Как ни странно, в такой большой семье каждый, действительно, по-своему одинок, и это одиночество – самое страшное из наказаний за все их грехи.
В целом, впечатление о книге хорошее, я бы внесла её в мой персональный Топ-50. Произведение читается на одном дыхании, от начала до конца, лично я прочитала очень быстро. Поставила рекорд! Побольше бы таких книг!
Многие зададутся вопросом: «Читать или нет?» А я вам отвечу ‒ да, если желаете стать на одну книгу старше и мудрее…
Теперь этот роман стал моим другом. Как говорил Вольтер: «Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читаную книгу – значит вновь увидеть старого друга».
Вахитова Розалия, 11класс,
МБОУ СОШ № 141, г. Уфа
Рецензия
на отрывок из романа Светланы Чураевой
«Shura_Le» «Чудеса несвятой Магдалины»
Чем знаменита Уфа? Для одного памятником Салавату Юлаеву, Монументом Дружбы, для другого Мемориальным домом-музеем С.Т. Аксакова. На мой взгляд, Уфа, прежде всего, культурная столица, в которой на сегодняшний день интенсивно развивается современная башкирская и русскоязычная художественная литература. Выпускаются литературно-публицистические журналы и газеты, такие как «Бельские просторы», «Агидель», «Акбузат», «Рампа», «Молодежная газета», «Истоки». Башкирское издательство «Китап» публикует книги известных уфимских писателей; проводятся поэтические боксы и турниры, литературные конкурсы, работают литературные объединения и кружки. Особенно популярен журнал «Бельские просторы», где трудятся настоящие профессионалы своего дела – писатель, филолог и кандидат наук Салават Вахитов, писатель, публицист и литературный критик Игорь Фролов, поэт и бард Николай Грахов, писатель, поэт, переводчик и публицист Светлана Чураева, писатель, публицист, литературный критик Юрий Горюхин. В своей рецензии я хотела бы обратиться к творчеству Светланы Чураевой. С её произведениями я впервые познакомилась в 2012 году, когда мне в руки попался мартовский номер журнала «Бельские просторы». Это был отрывок из романа «Shura_Le» «Чудеса несвятой Магдалины».
С первых строк кажется, что эта история о маленькой девочке, больной раком, истерзанной побоями родителей и равнодушным отношением окружающих. Только в середине рассказа картина начинает полностью проясняться. Оказывается, что настоящий возраст девочки условен, но психологически она всё ещё неразумное дитя. У неё нет имени, потому что на её месте может оказаться любая молодая девушка, не вооруженная знаниями об особенностях женского организма и деторождения.
Читая в первый раз, я содрогалась от ярких образов и чересчур реалистичных подробностей больничной жизни. Неподготовленного читателя особенно шокируют эпизод родов главной героини.
В чураевском произведении присутствуют библейские образы. Яблоки, которые родители запрещают есть девочке, ассоциируются с запретным плодом. Но если Ева нарушает запрет осознанно, то девочка даже не подозревает о том, что её честь была поругана, а в чреве зреет новая жизнь. Она случайно попадает в гости к «доброму» Сашке, где впервые по незнанию пробует алкоголь. Героиня не знает и не помнит, что с ней произошло после этого. Вот почему, когда растущий живот начинает ходить ходуном, та принимает его за рак.
Мне кажется, именно девочка, а не её новорожденная дочь, названная в честь кающейся блудницы Магдалины, отождествляется с евангельской святой. Только девочка не кается, ведь она не грешница. Разве можно быть грешником, не осознающим свой грех? Оказывается, можно. Более того, среди вечно кричащих родителей, жестоких врачей, и грубых рожениц, которых она встречает в роддоме – героиня единственная, кто понимает, что рождение ребенка – это истинное чудо, единственная, в ком живёт материнское чувство.
Больница, в которую попадает девочка, похожа на тюрьму. Это подтверждает эпизод со стариком, в слезах пытающимся дозвониться до родных, чтобы те забрали его из этого ада. Мы видим в «Чудесах несвятой Магдалины», что родителям наплевать на судьбы собственных детей, а для врачей убийство новорожденных становится повседневностью. На мой взгляд, по-настоящему положительных героев в данном художественном тексте уфимского автора немного. Я думаю, это главная героиня и «злющий» врач, который тяжело переживает трагедии своих пациентов.
В «Чудесах несвятой Магдалины» поднимается проблема, которую убедительно раскрыть может только женщина. То, что случилось с главной героиней, происходит каждый день в разных уголках нашей страны. Девочка вызывает глубокое сочувствие. Невольно спрашиваешь себя: почему мир так жесток? Почему родители не любят своих детей? Почему современная женщина утрачивает материнский инстинкт? На все эти вопросы пытается найти ответ уфимская писательница.
В конце произведения девочка уходит из больницы вместе со своей дочерью. Родители отворачиваются от неё, и единственным её пристанищем становится дом дедушки-алкоголика. Не знаю, можно ли назвать такой финал хорошим концом житейской истории. Да, героиня забрала своего ребенка, но её будущая жизнь вряд ли будет счастливой. Финал произведения так и остался открытым.
В уфимской литературе немало ярких талантливых имен; интересных произведений, которые могут вызвать живой читательский отклик. Это «Разорванное сердце Адель» С.В. Вахитова, «Маленькая скрипка» И.А. Фролова, «История Горюхина» Ю.А. Горюхина, стихи Д.Б. Масленникова, М. Плотниковой, Н.Л. Грахова и многих других.
Мне очень жаль, что многие мои сверстники почти не знают уфимских авторов. Было бы здорово, если бы мы проходили их на уроках литературы в школе. Безусловно, классическая литература прививает литературный вкус и формирует нравственные ценности, но и современные книги ничуть не хуже справляются с этой задачей, заставляя читателя задумываться о сложностях человеческой жизни. Думаю, вы со мной согласитесь.