Акмуллинская олимпиада

Карина Хакимова, 8 класс,

МБОУ СОШ № 1, с. Верхние Татышлы

Мои размышления о Книге
Эссе


Нам,читающим книги, повезло. В Уфе живет Камиль Зиганшин – талантливый мастер слова, знающий природу, требующий бережного отношения к ней. «Хотите быть счастливым, чаще общайтесь с природой», – написано на первой странице сайта писателя. В правоте этого утверждения писателя убеждаешься при чтении повестей «Щедрый Буге», «Маха, или история жизни кунички», романа «Золото Алдана», рассказа « Лохматый». Перед нами открываются удивительные картины взаимоотношения природы и человека, человека и зверя. Открываешь книгу и вслед за писателем проникаешь в глухие укромные таежные уголки, наблюдаешь скрытую жизнь ее обитателей, слышишь журчание ручейка, шелест листьев, свист крыльев птиц, легкую поступь зверя. Это истинное наслаждение вслед за автором осознавать себя частицей великого таинственного мира. На примере своих героев писатель утверждает, что природа помогает проявлять лучшие качества человека, делает его добрее, очищает от шелухи и оставляет главное – здоровый стержень. Читатель понимает: природе нужен Человек. Человек, умеющий сопереживать. Человек, отвечающий за свои поступки.

В жизни много тайн. И самая большая тайна, по моему мнению, – собственная душа. Именно в душе человека происходит борьба добра и зла. Почему иногда зло побеждает добро? Зачем человек живет, почему мы такие равнодушные?

Где найти ответы на такие сложные вопросы? Конечно, в книгах Камиля Зиганшина!

Я сажусь в кресло и открываю рассказ «Лохматый». Главный герой произведения Федор Дементьевич, пятидесятисемилетний мужчина, или, как его звали в деревне, Лапа. Прозвище меткое, «собачье». Всего он достиг своей сметкой. И ведет себя как хозяин: «не любил людей, не умеющих зарабатывать деньги». Хорош язык автора – точный, ёмкий, образный. Так и жил бы, доживал свой век наш Лапа, если бы не встретились ему на обратной дороге волки.

В схватке Лапы с волками собака Лохматый олицетворяет природу, а Лапа – человека. Причем характер человека испытывается на прочность в экстремальной ситуации, в которой он превращается в жалкое существо (ибо «братья наши меньшие» так не поступят). Из-за трусости он предает своего маленького друга – собаку. Тем страшнее становится жить, рассказ "берёт за душу", заставляет думать. Предательство, преданность…

Вернувшись домой, Лапа понимает, что совершил что-то ужасное, нечеловеческое, и нет ему прощения. Вот и мерин отвернулся от него, вот и цепь «сиротливо звякнула, обожгла сердце тупой болью»… Как жалок человек в своей суетной сути...

Читая страницу за страницей, мы постигаем истину: смысл человеческой жизни в том, что даже перед лицом смерти надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. Как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Что же является точкой отсчёта всех ценностей жизни? Любовь. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, и есть любовь, приближающая каждого из нас к счастью. Этому учит творчество писателя Камиля Фарухшиновича Зиганшина.

Произведения башкирского писателя Зиганшина возвращают нас к прозе С. Залыгина, Ч. Айтматова, В. Распутина, В. Астафьева и В. Белова.

 

Карина Хасанова, 7 класс,

МОБУ Лицей № 6, г. Мелеуз

Анализ рассказа Сергея Круля «Притча о певце»

Что есть грех? Что такое настоящее искусство? Какие чувства способна вызвать настоящая музыка? Такие вопросы возникли у меня при прочтении рассказа Сергея Круля «Притча о певце» (опубликовано в № 12 (193) за декабрь 2014 года в журнале «Бельские просторы»).

Обратимся к сюжету рассказа. К певцу приходит посланник шаха, чтобы отвести его во дворец петь перед гостями. Тот отказывается идти, говорит, что его песни не предназначены для торжеств и что они понятны только страдающему сердцу. Стража шаха силой отводит музыканта во дворец. Такое начало напоминает сказку Г.-Х. Андерсена «Соловей», в которой император, услышав прелестное пение соловья, пожелал сделать его своей собственностью. Император хотел, чтобы птица пела только для него, он заточил соловья в клетку, и… птица замолчала…

Сказочные мотивы присутствуют и в рассказе нашего современника: исполнение желания шаха, принцип «трехчастности». Рассмотрим эти мотивы подробнее.

Первый, кто слушает певца – сам посланник шаха. Песня производит на него сильное впечатление: слуга вспомнил, кто он на самом деле, вспомнил свою семью, детей… Но суровая действительность отгоняет светлые воспоминания…
Когда же слушает песню сам шах, ему снятся его грехи двадцатилетней давности. Певец – чуткий человек. Он чувствует, что своим пением затронул душу шаха, понимает, как тот мучается, поэтому прекращает пение. Шах скажет потом гостям, что перед ними необычный певец, что его песни способны разбудить спящего и оживить мертвого. 

В третий раз певец поет перед гостями шаха. Изображая сцену пения, автор использует средство изобразительности – гиперболу: «дворец наполнился птицами», «погасли свечи, стало темно, как в подземелье, и с гостями сделался обморок», «дворец зашатался, и трещины поползли по его стенам». Так создается принцип градации: от простого – к сложному.
И все три раза во время исполнения песен прилетают белые птицы. Это музы певца. Белый цвет символизирует чистоту, святость. Жизнь бедного музыканта всецело принадлежала искусству. Он был бескорыстен в своем служении музыке. Песни были его духовной пищей, его смыслом жизни.

«Сказка – ложь, да в ней – намек»,– такова народная мудрость. Рассказ, содержащий в себе сказочные мотивы, названный самим автором притчей, заставляет задуматься о роли настоящего искусства, об отношении к истинному таланту. Певцу была отведена дальняя комната, «где на полу была расстелена циновка, на столе стоял кувшин с водой и лежали три сухие лепешки». «Старика толкнули в комнату…» 

Вспомнилось программное произведение Н.С. Лескова: в сказе «Левша» автор передает свое переживание за судьбу настоящего мастера. Левшу не принимают ни в одну из больниц из-за отсутствия паспорта, и он погибает. Так и певец в рассказе С. Круля, безымянный гений, оказывается ненужным в мире тщеславия и спеси. В вечный мир провожают его все те же птицы, его песни. Певец помнит каждую из них. Они – символ молодости певца, олицетворение его светлых чувств, надежд. Они – совесть, своего рода индикатор, через который проявляется истинная душа слушателя. Песни – память.

Так что же такое настоящее искусство? Какие чувства оно способно вызвать в душах людей? Искусство воздействует на человека, преображает его. Музыка – символ прекрасного начала, к которому должен стремиться человек.

Сергей Круль, автор рассказа, – бард, исполнитель своих песен. Думаю, что рассказ «Притча о певце» – своего рода исповедь, подготавливающая читателя к знакомству с музыкальным творчеством поэта.

                                       

       Предыдущая

Следующая