Акмуллинская олимпиада

Мария Трушкова, 10-й класс,

МБОУ СОШ № 7, г. Бирск


Что такое «now» и с чем его едят

Carpe diem (Лови момент)

  Латинское выражение

Всегда интересно провести вечер, in angello cum libello (усевшись в уголке с книжкой), никому особо не докучая, отрешившись от остального мира. Такие вечера особо приятны уже тем, что не повсюду, конечно, но хотя бы в пределах одной комнаты разлита всепоглощающая атмосфера какой-то цельности, благоприятствующая покою души и неспешным размышлениям, порой навевающим дремоту, только и ждущую повод утащить тебя в свое царство. Хорошо сидеть в полутьме пустой комнаты, тишину которой не тревожит ничего, кроме мерного стука настенных часов, никогда не меняющих ритма своего непрекращающегося бега, и наслаждаться амброзией чьих-то мыслей, забравшись с ногами на диван, что только увеличивает удовольствие от чтения. Свет от торшера, падающий сбоку, раздвигает границы реальности там, где касается поверхности вещей. Прочитывая страницу за страницей, перелистывая одну за другой, иногда перестаешь различать эту самую границу, и появляется дикое желание просветить страницу под лампой, дабы увериться в ее материальности.
Книга – сама по себе штука интересная. Может заставить плакать или смеяться, развлекает, учит, дает пищу для ума. Книга подобна выступлению для одного зрителя, где каждый читатель – не меньше чем Цезарь, чье единственное слово может вершить судьбу человека, города, провинции, да что там провинции ‒ целого народа или империи. Не удивлюсь, если многие со мной согласятся, что больше всего простора для работы фантазии, мастерской иллюзии и грез, мы находим в приключенческих книгах. Все когда-нибудь представляли себя героями романов А. Дюма, сражающимися под стенами неприступной крепости Ла-Рошель, действующими лицами книг Жюля Верна, отыскивающими неведомые земли и острова по компасу, или героями Фенимора Купера, доставляющими тайные послания. 

Не чужд тайн и загадок и писатель Артур Кудашев, который пишет свой рассказ «Сообщение о вечном лекаре», пуская в ход эссенцию собственного приготовления, состоящую из приключений, дневниковых записей и запаха пороха, который въелся в век кругосветных путешествий и географических открытий, завоеваний и кровопролитных войн, подобно ржавчине. А где еще можно найти соприкосновение таких вроде несовместимых вещей, как бумага, порох и компас? Наверное, трудно так быстро за минуту дать хоть сколько-нибудь вразумительный ответ. Не знаю, о чем кто подумает, а у меня перед глазами сразу предстает древний Китай, страна с тысячелетней историей, страна искусных целителей и просветленных мудрецов. Именно в этой стране автор находит героя, старика-врачевателя, над которым не властно время, вдохновившего писателя на написание рассказа. Хранители тайн китайской медицины были известны всему миру своим искусством врачевания и умели исцелять серьезные болезни еще до того, как возникли многие сегодняшние цивилизации. И все-таки есть одна болезнь, которую не под силу излечить даже самым умелым врачевателям, и имя ей – любопытство. Ей в разных формах подвержены все люди без исключения. Нет людям защиты и спасения от нее ни днем, ни ночью. От этой болезни нет лекарства, и вряд ли его когда-нибудь найдут. Да и нужно ли его искать? Именно оно выманивало многих людей из своих уютных и безопасных домов, городов и стран, из пространства, где все знакомо и обыденно, заставляя отправляться в долгий и полный опасностей путь, врываться в хаос внешнего мира, жаля сердце желанием увидеть что-то новое, отличное от привычного, иное. Стоит испить из этого кубка, как человек уже не может остановиться. Стремясь познать неизвестное и объять необъятное, люди, потакая своим грезам и повинуясь неизлечимой болезни, вот уже тысячи лет пересекают горы, джунгли и пустыни в погоне за своими иллюзиями и миражами. 

К сожалению или к счастью, все в мире подходит в свое время к концу, будь то кругосветное путешествие или затянувшаяся минута прощания. И только герой рассказа А. Кудашева без конца и края странствует по неизмеримым просторам Времени, сменяя страны, эпохи, века, являясь людям по только ему известным причинам. Странная штука – время. Рулеткой не измеришь, «лизнуть» или потрогать тоже не получится. Будущее еще не наступило, прошлое уже прошло. И что же тогда остается? Всего лишь какое-то жалкое «now». Являясь началом одного и концом другого, «сейчас» никогда не кончается и всегда будет исполнять роль спасательного троса, натянутого между двумя сторонами бытия, пружинки в громоздком и непонятном механизме Вечности. «Сейчас» можно даже потерять, если жить только будущим или только прошлым. Потерять настоящее – значит потерять Вечность. Может, это и хочет сказать нам мудрый старец, вынужденный скитаться по закоулкам Вечности? А раз так, то не лучше ли сунуть руку в карман и проверить, не завалялся ли там кусочек Вечности, заботливо сдунуть с него все пылинки и использовать по назначению?


Анастасия Маркова, 9-й класс,

МБОУ СОШ им. Т.Л. Рахманова, с. Верхнеяркеево

Любовь нечаянно нагрянет...


Что есть грех? Что есть спасение? Эти вопросы мучают людей уже много веков, и каждый из нас рано или поздно задумывается над этим. Наши мнения не совпадают, да и четко формулировать эту мысль человек еще не научился, но кое-что нам все же известно об этой проблеме. Маленькая библия в виде рассказа под названием «Сказочка про Хага», автором которого является Алина Гребешкова, вновь и вновь заставляет меня задумываться над этими вопросами: Что есть грех? Что есть спасение?..

Рассказ Игоря Фролова «Доброе утро, Герман!» – это история любви и взаимопритяжения. Интересно, как в небольшом по объёму, но максимально насыщенном затаёнными душевными движениями рассказе автор так предельно просто и виртуозно изобразил такое загадочное чувство, как любовь. Уже в самом начале писатель точно формулирует тему своего рассказа: «Желательно что-нибудь про любовь, жизнеутверждающее, почти для семейного чтения. Но слегка приправленного острой опасностью морального разложения». 

Сюжетная линия, положенная в основу рассказа, проста и незамысловата, и она очень хорошо переплетается с повествованием. Круг действующих лиц невелик, но автор вводит в текст образы города, ночи и времён года, которые помогают раскрыть чувственную сторону рассказа. Также в тексте, помимо главного героя, присутствует и сам автор, который является создателем житейской истории и одновременно действующим лицом.
Начинается действие рассказа в сентябре. В город «вдруг вернулось лето». Описание пейзажа передаёт определённую атмосферу, ощущение, настроение. В картине лета есть всё: молодость, радость, тепло.
Главный герой произведения – молодой педантичный учёный, работающий над «главным произведением эпохи». Он находит укромный уголок, где спокойно может заниматься любимым делом. Чтобы иметь много свободного времени, молодой учёный устраивается на работу ночным сторожем в уютный двухэтажный особнячок в центре города. Имени героя автор не называет, «имя героя совершенно не важно для истории». 

В рассказе два женских образа. Женщины, каждая по-своему, испытывают чувство любви к главному герою. Они невольно становятся соперницами, но прямого противостояния между ними в рассказе нет. Героиня Нина – маленькая, белёсая, «в непосредственном возрасте между молодостью и старостью». Она сбежала из деревни от жестокого отца и пешком добралась до города. 

Забавна и драматична одновременно сюжетная линия рассказа, построенная на любви Нины к сторожу особняка. Героиня очень своеобразно пытается оказывать знаки внимания герою. Однажды перед ночным дежурством у его дверей появляется трёхлитровая банка яблочного сока, на следующую ночь – банка томатного, потом – сливового сока. Мне стало даже немного жалко Нину. Она по-детски наивна, не умеет выразить себя и надеется привлечь внимание любимого человека таким нехитрым способом. Все её старания безуспешны, тем более рядом с молодым мужчиной возникает образ утончённой и поэтичной женщины. С этого момента берёт начало другая любовная линия, которая заканчивается, почти не начавшись. Герой сбегает от красавицы, спасая от разрушения гармоничный мир своих формул и выводов. Слишком не вовремя появилась героиня в жизни молодого учёного. Он ещё не готов отказаться от начатого дела ради женщины и поэтому разрывает отношения, которые помешали бы его ночному творческому затворничеству. История, начавшаяся легко и где-то даже забавно, оканчивается на грустной ноте. Но в финале текста нет безысходности, ведь это всего лишь выдуманная история, автор закончит её, и его примут в свои объятия уютный дом и любимая женщина. 

Герои рассказа вызывают у меня двоякое чувство: негодования и жалости. Я думаю, что именно в этом раскрывается умение писателя изображать человека во всех его проявлениях. Глубокий психологизм пронизывает всё, о чём здесь написано. Это сама жизнь, которая даётся без разложения анализом и изучения причинно-следственных связей. 

Прочитав этот рассказ, я убедилась, что любовь – это великое счастье, несмотря на муки, горе и разочарования, которые она несёт. Эту мысль автор доводит до своего читателя, изображая небольшой эпизод из жизни главного героя. Игорь Фролов – писатель создающий, передающий состояние души, растворяющийся в мелодиях окружающего мира.

                                       

       Предыдущая

Следующая