Акмуллинская олимпиада

КОНКУРС «КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ…»

(2014–2015 гг.)

ЭССЕ

РЕЦЕНЗИИ

Алина Хамадиярова, 5-й класс,

МОБУ ООШ № 2, г. Благовещенск

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

Ф. Тютчев

***

Парк. Протоптанная уже кем-то тропинка по чуть растаявшему снегу. Все возрождается и все начинается заново. Каждый год один и тот же круговорот, но ощущения каждый раз новые: то ли от того, что люди меняются со временем, то ли от того, что каждый раз ждешь чего-то нового и возрождаешься вместе с прекрасной природой. Именно такие мысли посещали меня в этом парке, и я вспомнила недавно прочитанный мною рассказ И. Фролова «Наша маленькая скрипка». В нем тоже много моментов, когда автор в чем-то абсолютно будничном (светлой кухне) умеет видеть и показать что-то прекрасное.

Могу смело признаться, что произведения И. Фролова читала в первый раз, но, прочитав один рассказ, захотелось найти и прочитать что-то ещё (сравнить для интереса). Мало того, захотелось посмотреть и на самого автора. Интернет, конечно же, помог. Мне кажется, что автор этого произведения – человек, который видит позитив во всем.

В этом рассказе три главных героя – это сам прозаик (автобиографический герой), поэт Чугунов и фотограф Каплин. Каждый из них выбрал судьбу и, естественно, профессию сам. В рассказе четко отслеживается, что ни один из них, играя с судьбой и «падая» в некоторых моментах, не жалуется на свою профессию. А ведь все три профессии связаны с искусством. И самое главное, что восторгает, – это мужская – истинная – дружба.

Удивительно и прекрасно, когда в рассказах часто встречаешь родные названия рек, улиц города. Как это интересно, когда представляешь, где именно произошло описанное событие. Да, сюжет сложный, но закрученный так, что хочется быстрей распутать и скорей узнать, а что же с ней, с этой скрипачкой, произошло, где же она?  Всё, что видишь в наше время на улице – людей, как Чугунов, их постоянные переезды, те же песни в переходе, – отражается на страницах этого рассказа. Кто-то сможет для себя из этого произведения что-то почерпнуть, ведь слово – это великое оружие… Словом можно обидеть и исцелить, убить и возродить к жизни. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...», но, давая жизнь словам, мы должны все же стремиться к тому, чтобы отзывались они восторгом, стремлением к добру, будили в человеке все лучшее, что в нем есть. Именно такие чувства вызывают во мне рассказы И. Фролова. 

Евгения Ещенко, 10-й класс,

СОШ № 10, г. Нефтекамск

Эссе

***

Что есть грех? Что есть спасение? Эти вопросы мучают людей уже много веков, и каждый из нас рано или поздно задумывается над этим. Наши мнения не совпадают, да и четко формулировать эту мысль человек еще не научился, но кое-что нам все же известно об этой проблеме. Маленькая библия в виде рассказа под названием «Сказочка про Хага», автором которого является Алина Гребешкова, вновь и вновь заставляет меня задумываться над этими вопросами: Что есть грех? Что есть спасение?..

Не случайно я упомянула, что это маленькая библия. «Сказочка…» изложена в библейском стиле: «И пошел дождь, и солнце скрылось за облаками, и смеялись нерожденные дети в их глазах…» Читая эти строки, я невольно представляю наш мир или, если уж сравнивать до конца, начало повествования об Иисусе Христе: когда мир погряз в грехах, бесчестии, жадности и в других человеческих пороках… Иисус был простым плотником, как и Марена была обыкновенной женщиной, заботливой женой своего мужа. В жизни их обоих случился тот самый «определенный момент», как мы его называем, когда их жизнь изменилась. И Христос пошел странствовать, а Марена – жить у моря, при этом оба наблюдали одну и ту же суть – «гниение» и «разложение» земного мира.

Имя главной героини выбрано тоже не случайно: в славянской мифологии это имя – символ умирания и оживания природы. Для этой женщины была изначально отведена особая роль: она должна была умереть за людские грехи. Река Гнилушка символизирует собой те пороки, которые накопились в человеческих душах, потому жизнь в Горевом (и вновь имя собственное, символизирующее человеческое бытие) начинала казаться адом. Словно в подтверждение этого до нас доносятся слова Матрены, бабушки Марены: «Гнилое это место, Мара. И люди гнилые». Но что же могло случиться такого, чтобы место, где жили эти люди, настолько погрязло в грязи?

Как ни странно, ничего особенного. Обыкновенное, привычное для нас лицемерие, бесчеловечность, бессердечие и нелюбовь к ближним и так далее. В качестве примера я бы хотела взять ситуацию, когда Виктор выгнал из дома свою жену накануне зимы, следуя древним обычаям. Ведь, согласно им, если женщина не могла выполнить свое предназначение, она не могла называться женщиной. На мой взгляд, этот обычай «вырос» из смертных грехов. Как же можно приравнять человека к бешеной собаке?! При этом хочу заметить, что Марену уважали в деревне, почитали ее за пророчицу, но… никто ей не помог. Чернота, которая тихо и незаметно поселилась в человеческих душах, с течением времени стала очерствлять их сердца. Мрачный стиль рассказа и мертвенно-спокойные между собой диалоги повествуют нам о равнодушии и слепоте людей. Это ярко проиллюстрировано в повествовании о взаимоотношениях между Виктором и Мареной.

И вновь в этих строках есть свой библейский подтекст. Если вспомнить историю Христа, то его тоже никто не щадил. Против власти римлян никто не решился идти, потому что собой они олицетворяли закон. Мы помним, сколько лицемерия, лжи и грязи Иисус увидел во время своего странствования и, как гласит предание, сын Божий был распят. Этим он искупил вину людей слепых. Сам Иисус тоже понимал, что так должно быть, потому и не противился судьбе. Так и Марена: смирившись с предательством, черствостью людских душ, не роптала, а молча несла свой тяжкий крест.

«Сказочка про Хага» – это диалог с читателем. Здесь мы видим стремление автора донести до нас усвоенную истину через простой жизненный рассказ. Сквозь образы героев, описания и слог просвечивается столь очевидная картина мира, что даже удивительно.

После смерти мученицы Марены мы видим, как засияла красками вся природа и улыбки появились на лице людей. Все словно вздохнуло с облегчением. Необычный контраст сразу дает понять, что жертва была не напрасной. Жизнь продолжается, хотя Марены уже нет. Легенда о Хаге гласит, что зло вернется, тогда и должна появиться новая Марена. История так и не закончена. И не закончится, потому что это – сама жизнь.

                                       

       Предыдущая

Следующая