Акмуллинская олимпиада

Таисия Ильина, 5 класс,

МБОУ Лицей «Содружество», г. Уфа

  Были первые дни горячи,

  боль входила в сердца, как иголка.

  Он пришёл, как приходят врачи,

  по негромкому вызову долга.

А.А. Шаргородский

– Здравствуй, мама. Как я рад опять оказаться дома. Я скучал. Очень скучал. Сложно ли служить? Нет. Ребята в команде очень хорошие: Саша Лифшиц призвался из Казахстана, Абдусаттор Умаров – из Таджикистана, Валера Помеляйко и Миндаугас Повилайтис – из Литвы, Вано Беришвили – из Грузии, Эдмонтас Бальсис – из Латвии (он практически не говорит по-русски, наверное, дурачится), а вот Уктам Алимов – узбек, точно по-русски понимает все, но говорит с большим акцентом, зато, мам, какой он варит плов…

Мамуль, телефон звонит. Почему ты не снимаешь трубку? Он так долго звонит… я сам… снял … почему он продолжает звонить?...

Тревога!!! Подъем!!!

Вой сирены прогнал остатки сна. Быстро одеваясь, мой папа думал о том, что на улице весна: тепло, вовсю уже распустилась листва на деревьях (на Украине это происходит намного раньше, чем в родной Башкирии). Что же могло случиться в такое прекрасное время года? 

Конечно, в военной части уже знали, что на Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года произошла авария, но ее масштаб никто себе не мог представить, так как по телевизору в те времена не говорили всей правды.

Последствия аварии оказались слишком серьезными и требовали у всей страны для их ликвидации огромных ресурсов.

На построении командир зачитал приказ. Задача перед пожарной командой была поставлена по-военному краткая и четкая: 1-й расчет отправляется на ликвидацию последствий аварии в районе города Припять, а 2-й – остается на боевом дежурстве на аэродроме.

– И всем сразу стало понятно, к каким учениям вся пожарная команда два дня готовила свои боевые машины и почему вчера вечером понадобилось загрузить в грузовой УРАЛ запасные ОЗК(общевойсковые защитные комплекты), дополнительные бухты прорезиненных рукавов (совсем новых, прямо со склада), канистры с пенообразователем, брандспойты и пожарные колонки, которые не вместились в переполненные отсеки нашего пожарного ЗИЛ-130 с номером 32-13 –рассказывал папа.

Итак, лучшую, самую новую на тот момент машину, вместе с пожарным расчетом отправили далеко не на учения, а практически – в боевые условия. Правда об этом «забыли» предупредить молодых неопытных солдат, которые только начинали свою службу, ничего не сказали и об уровне радиации в районе страшной аварии. Хотя это ничего бы не изменило, так как военные приказы не обсуждаются.

– Несмотря на большое расстояние (более 360 км), доехали очень быстро, – рассказывал папа, – правда, не до самой Припяти. Сначала много шутили по поводу того, что места глухие и на дорогах совсем нет машин. Только когда по пути стали попадаться кричащие, никем не доенные голодные коровы и козы, мы обратили внимание на то, что жителей в деревнях вдоль дороги совсем нет. Тогда всем стало понятно, что обстановка очень серьезная.

Контрольно-пропускной пункт (КПП), на который мы прибыли, находился на границе внешнего периметра зоны отчуждения в 30-километрах от атомной станции. Но зная на сегодняшний день количество выброшенной в воздух радиации, я понимаю, что это была очень опасная зона. Задачу поставили перед нами достаточно простую: «Проводить дезактивацию машин, которые идут непосредственно из зоны заражения».

Сначала специалисты проводили дозиметрический контроль, а потом уже мы смывали в первую очередь радиационную грязь с колес, а затем уже со всей машины и груза радиационную пыль. И если после этого счетчики продолжали щелкать как трещотки, то машину просто отгоняли на рядом расположенное «автокладбище».

– К вечеру на КПП появился наш командир – старший лейтенант Александр Шпилевой, – продолжил свой рассказ папа. Он сказал, что людей здесь достаточно, а вот техники не хватает. Мы получили новый приказ: разгрузить УРАЛ, оставить пожарную машину и все оборудование на месте разгрузки и возвращаться в свой гарнизон. Не знаю, чья заслуга в том, что молодые бойцы, не успев понять всю серьезность и опасность ситуации, вернулись в свою часть практически невредимыми. Появившиеся позже частые носовые кровотечения и жуткие головные боли может и совсем не связаны с той командировкой, а может и стали последствием того, что наш пост находился всего лишь в 30 километрах от места страшной катастрофы. Я до сих пор не знаю, кто отдал приказ нашему командиру вывести из зоны аварии молодых солдат (18-19-летних мальчишек), но я всю жизнь благодарен этому человеку. Ведь он просто пожалел нас, сохранив наше здоровье и жизни, а сам остался в ЗОНЕ – ЛИКВИДАТОРОМ. Скупое сухое слово, но сколько в нем всего: силы духа, ответственности, заботы о людях, понимания, чести и патриотизма.

Да, наверное, мой папа не герой, потому что никакого подвига он не совершил. Но он был там – в этой ЗОНЕ, и он тоже был ЛИКВИДАТОРОМ, пусть и совсем недолго. Он не любит об этом вспоминать, но я знаю, что если что-нибудь случится, то он обязательно придет на помощь, и для этого не надо будет военного приказа.

Я очень горжусь своим папой, его зовут Александр Петрович Ильин.


Айгиза Каримова, 6 класс,

МБОУ СОШ с. Ангасяк ( кружок «Слово»)

Моя улица

Я живу в чудесном уголке Башкортостана в селе под названием Ангасяк. Наша семья поселилась на самой замечательной, красивой, хорошей улице. И носит она название Пионерская. Мне очень нравится моя улица. Здесь живут все мои друзья. Особенно весело бывает здесь летом, когда приезжают в гости ребята из других городов, деревень к своим родственникам. Мы знакомимся, играем, общаемся.

Но вот прошло ещё одно, полное приключений, незабываемое лето. Началась школьная пора... В один из сентябрьских дней я увидела, как к моей соседке пришли ребята из нашей школы и помогли ей по дому. Мальчики копали землю, носили воду, а девочки подметали во дворе и на улице. И я задумалась, почему они ей помогают? Я спросила об этом у своих родителей. Они мне рассказали о том замечательном времени, когда дети не сидели целыми днями за компьютерами, не играли целыми днями на улице, а совершали добрые, бескорыстные поступки. Их называли пионерами. Наша улица в честь них и названа Пионерской. Мне стало интересно, а что же они ещё делали. Оказывается, они ходили к младшим школьникам после уроков и играли с ними в разные игры, помогали им делать домашние задания. Также они ходили к ветеранам войны, пожилым людям, чтобы помочь им по хозяйству или просто узнать, как они поживают. Очень часто проводились различные соревнования: кто больше соберёт макулатуры, металлолома. В нашей школе тоже в прошлом году объявляли конкурс на сбор макулатуры, но в нём приняли участие не все дети.

Мои мама с папой тоже были пионерами. И они очень увлекательно, наперебой рассказывали о своей школьной жизни. Мне очень понравились рассказы родителей о том времени, и я на следующий день стала расспрашивать у своей бабушки, а была ли она пионеркой. Бабушка, оказывается, тоже была пионеркой и даже комсомолкой. Но тут она рассказала ещё об одной интересной истории: оказывается, наша улица называлась раньше Забегаловкой. Назвали её так из-за интересного и удобного расположения: она соединяется проулками с двумя улицами. Например, ты идёшь по улице Горлача, и вдруг навстречу тебе идут те, кого ты не хочешь видеть, так ты можешь свернуть на нашу улицу и выйти в любом другом месте. На улицу Забегаловку могли свернуть как с улицы Горлача, так и с Колхозной. Я тут задумалась, а ведь, действительно, на нашей улице очень удобно играть в прятки, столько здесь проулков и разных выходов.

Вот сколько интересного я узнала за два дня. А соседку, к которой ходили ученики, зовут Глафира Фёдоровна. Она всю жизнь проработала учителем физики в нашей школе. Была очень уважаемым человеком. Дети её разъехались, и она осталась одна. Вот 7 класс и взял над ней шефство.

Узнав историю своей улицы, я ещё сильнее полюбила её.

Улица моя светлая, прекрасная,

Тихая и шумная, полная чудес.

Люди здесь добрей, искренней, верней,

Ведь не зря дома растут здесь, как грибы после дождя.


                                       

       Предыдущая

Следующая