Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод исследования, использованный нами: асимметрия листьев на примере или оценка стабильности развития березы повислой (BetulapendulaRoth) – впервые предложенный коллективом под руководством д.б.н. члена корреспондента РАН, директора Центра экологической политики России В.М. Захарова, был использован нами для липы мелколистной (Tília cordаta Mill.) с поправками из методики, используемой Г. Р. Хузиной (Хузина, 2011) для липы мелколистной.
2.1. Обоснование использования методики флуктуирующей асимметрии
Министерство природных ресурсов Российской Федерации рекомендует широко использовать метод оценки нарушения билатеральной симметрии листьев при проведении оценки качества среды с целью: определения состояния природных ресурсов. Распоряжение Росэкологии № 460-р от 16 октября 2003 г.
Используемая методика получила положительную оценку Главного управления аналитического контроля (ГУАК, руководитель Г. Цветков) при Минприроды РФ и рекомендована им для проведения оценки экологического состояния территорий (Цит. по Захарову В. М., http://old.kspu/Kaluga.ru).
Данная методология позволяет получить интегральную оценку состояния организмов при всем комплексе воздействий, выявлять отклонения от нормы вне зависимости от конкретных причин их вызывающих, что невозможно при использовании специфических тестов, улавливающих последствия лишь каких-то определенных воздействий, и с успехом может быть использована при комплексной оценке качества окружающей природной среды (Цит. по Марченко С.И.,2008).
Выбор именно этой методики объясняется рядом преимуществ:
– надежна и показательна, изучает реакции непосредственно живых организмов на состояние окружающей среды;
– проста в применении, экспрессивна и дешева вследствие максимальной простоты методов и использованного оборудования;
– использует оптимальный объект биоиндикации антропогенных воздействий – растения, которые характеризуются привязанностью к локальной территории, испытывают влияние сразу трёх сред (водной, воздушной и почвенной), находятся в условиях, удобных для сбора проб;
– позволяет проводить ежегодный мониторинг, благодаря ежегодному формированию листьев у растений (Боголюбов А.С.,2002; Захаров В.М. и др., 2000, 2003; Биологический контроль окружающей среды, 2008).
2.2. Объекты исследования и оборудование
В качестве объекта исследования были взяты две зоны с разной антропогенной нагрузкой, указанные ниже, на которых исследовалась липа мелколистная (Tília cordаta Mill.).
Оценка качества среды происходила в двух зонах: на территории парка «Нефтяник» г. Октябрьский (точка №1), вдоль придорожных участков трассы М5 (точка №2) вблизи с. Александровки Бавлинского района Республики Татарстан (Приложение 2,3).
Брали по 5 деревьев с 5 площадок каждой древесной породы на исследуемой точке (зоне). И того на каждой точке исследовалось по 25 деревьев липы.
Выбор точек (зон исследования) был продиктован степенью антропогенной нагрузки на эти точки: на точке №1 – наибольшая, на точке №2 – наименьшая.
Но, в методике В.М. Захарова предлагается брать 10 листьев с 10 деревьев с каждой площадки, что мы сочли недостаточным. Было решено увеличить количество площадок до 5, уменьшив количество деревьев на них также до 5. Было увеличено количество листьев, собираемых с одного дерева, до 25 штук. Это было сделано для более точного статистического анализа и геоботанических описаний, так как исследуемые зоны были значительных размеров.
Для липы мелколистной была использована методика, описанная в работе Г.Р. Хузиной (Хузина, 2011) «Характеристика флуктуирующей асимметрии билатеральных признаков листа липы мелколистной (Тilia cordata Mill.)»
Оборудование:
1) для полевых работ:
– Деревья и кустарники (Алексеев Ю.Е. и др., 1997).
– определитель древесно-кустарниковой флоры (Рычин Ю. В,1972).
– пакеты, снабженные этикетками, на которых указывались: место сбора, номер точки и площадки, название площадки;
– акриловые краски и кисточка.
– мерная вилка для измерения диаметров стволов;
– полевой дневник;
– простой карандаш;
2) для лабораторных работ:
– циркуль-измеритель;
– линейка;
– транспортир;
– бланки для записей результатов;
– калькулятор;
–компьютерная программа MicrosoftExcel.