Акмуллинская олимпиада

Айсылу Султанова, 11 класс,

МОБУ Караярская СОШ, с. Караяр

Герои – рядом

В тот день, когда окончилась война,

И все стволы палили в счёт салюта,

В тот час на торжестве была одна

  Особая для наших душ минута…

А. Твардовский

Кто он – герой Великой Отечественной войны? Он – простой солдат, который испытал все тяжести войны, тот, который ценою жизни защищал Родину от фашизма. А ведь если подумать, о скольких героях нам не суждено узнать? О тех, чья жизнь стала лептой в деле освобождения страны от фашистских захватчиков. О солдатах, чья смерть осталась незамеченной в руинах от разорванных мин и снарядов. Они, стиснув зубы, шли в бой с криком: «За Родину! За Сталина!» и бились до последнего вздоха. Они сражались за победу, за мирное небо над головой, за счастливое будущее своих детей. Мы– новое поколение, должны помнить своих героев и гордиться ими!

С того момента, когда окончилась война, когда стволы палили в честь Победы, прошло семьдесят лет. Но события того времени всё ещё остаются в наших воспоминаниях, до сих пор бередят душу и не уходят из сердца. С каждым днём ветеранов становится всё меньше и меньше. Солдат, которые своими собственными глазами видели все ужасы войны, которые много раз побывали на краю гибели и поняли то важное, что недоступно людям, живущим в мирное время, осталось очень мало. Те, кто ещё живы в настоящее время, со слезами на глазах вспоминают о том страшном времени. Никто из них не хотел войны, но, несмотря ни на что, они честно исполнили свой долг перед Отечеством.

Герои – рядом. Не обошла война стороной и Хасанбекова Фанавия Гулюмовича. Из разговоров с его родными и близкими сложился небольшой рассказ об участнике Великой Отечественной войны.

Хасанбеков Фанавий Гулюмович родился 6 ноября 1925 года в деревне Кангышево Дюртюлинского района. В мае 1943 года ему исполнилось восемнадцать лет. Казалось бы, сколько счастливых лет впереди! Сколько рассветов! А надежд и планов! Но не судьба… Война изменила всё. Восемнадцатая весна принесла ему не песнь соловья на рассвете, а слово, которое насквозь леденило душу и сердце, перечеркнуло все надежды! Война…

Это утро изменило миллионы советских судеб. Весь народ встал на защиту своей Родины. Не остался в стороне и Фанавий Гулюмович. Желание сражаться за свою родную землю и освободить её от немецких захватчиков было превыше всего. Когда он учился в 10 классе, был призван на действительную военную службу. До конца войны служил в зенитно-артиллерийском полку № 1406 водителем. Во время боевых действий не раз встречался со смертью лицом к лицу. А письма отправлял родным, полные любви и нежности. В них с надеждой писал о том, что хотел бы живым и здоровым вернуться в родные края с победой.

Например, вот одна из историй, которую он запомнил на всю жизнь. Однажды тихим вечером, когда не были слышны звуки взрыва снарядов, Фанавий Гулюмович находился со своим полком в вагоне поезда. Солнце садилось за горизонт. Дул прохладный ветерок. Птицы замолкли, как бы предчувствуя опасность. Полк голодал, пищи оставалось совсем немного. Командир полка решил прочесать местность и поискать пропитание для своих солдат. И в помощники к себе взял Фанавия Гулюмовича. Они вдвоём быстро нашли общий язык, так как полковник тоже оказался башкиром. Они несколько часов искали пищу, но все поиски оказались безрезультатными. Когда Фанавий Гулюмович с командиром вернулись обратно, то они обнаружили, что немецкие самолёты-бомбардировщики разбомбили поезд. Из всего большого полка никто не остался в живых. Вот так, по счастливой случайности, солдат остался жив.

На войне Фанавий Гулюмович честно исполнял свой долг перед Родиной. Награда– медаль « За отвагу» нашла нашего односельчанина только после войны , 1 июня 1945 года , а 18 ноября 1945 года он был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Все эти награды являются доказательством мужества и храбрости Фанавия Гулюмовича.

В послевоенные годы он поступилв институт, а с 1952 года начал работать в Абдуллинской школе учителем физики. Он любил детей и прививал им любовь к Родине. Ученики относились к нему с уважением. Он никогда не любил вспоминать ужасы войны, через которые довелось пройти. И поэтому из уст его редко можно было услышать рассказ о военной жизни.

К сожалению, Фанавий Гулюмович не дожил до 70-летия Великой Победы. Мы, нынешнее поколение, должны помнить о тех людях, которые ценой своей жизни победили и подарили нам мирную и счастливую жизнь. Должны осознать, какой ценой завоёвана наша свобода. Герои войны, такие как Фанавий Гулюмович Хасанбеков, никогда не будут забыты!

Мы Вам благодарны, прадеды, деды,

За жизнь, и за мир, и за День Победы!

Айгуль Фазлыева, 9 класс,

МОБУ СОШ № 2, с. Старобалтачево

Уроки литературы для современных девушек

Кем бы ты ни был, каким бы ты ни был, но скромная полка с произведениями классической художественной литературы станет не только украшением твоей комнаты, но и галереей уроков жизни: особенно для молодых девушек.

Литературные произведения – это глубокий океан, в который можно погрузиться в поисках ответа на вопросы души и сердца. Классическая литература для меня дорога ценными уроками, добрыми напутствиями и прекрасными литературными образами девушек, с которыми мне бы хотелось встретиться, поговорить, научиться от них пониманию красоты.

В свои пятнадцать лет мне хочется понять своё предназначение в этом мире, чтобы, глядя на поставленные цели, достигать их. В поисках ответа на вопрос, я решила обратиться к русской классике. Мне было интересно узнать, как воспитывались мои «литературные» сверстницы, как понимали свое предназначение.

Чего ждет и желает девушка XXI века? Кто-то мечтает удачно построить карьеру, стать самостоятельной независимой личностью, некоторые ‒ удачно выйти замуж, кто-то непременно мечтает о красивом свадебном платье, о счастье с любимым и любящим человеком. Каково желание моих «литературных» сверстниц? Каковы, по мнению русских писателей, душевные качества и внешность идеальных девушек?

Сколько бы ни проходило времени, классическая литература со своими героинями будет жить вечно. На этих книгах росли наши бабушки, мамы, будут расти и наши дети.

По словам Владимира Жаботинского, «простая миловидность сразу бросается в глаза, но настоящую большую красоту надо «открыть». А открыть эту самую душевную красоту можно, изучив характеры девушек, условия их воспитания, мотивы поступков, глубину мыслей и чувств. Моя цель: не просто раскрыть ценность образов девушек в литературе, но и крупинке, по песчинке с каждого из них взять самое ценное и полезное для себя, донести до моих подруг, одноклассниц.

Русские писатели в своих произведениях старались воссоздать идеал женской красоты. Каждая героиня по-своему прекрасна и неповторима. Однако, как бы ни были многолики и неповторимы женские образы, выписанные кистью художника, словом писателя или поэта, как бы утончённо они ни были воссозданы рукой мастера-ваятеля, чарующими звуками композитора, из всего бесчисленного арсенала звуков, тонов, полутонов, красок, слов можно выделить вполне определенные типы характеров девушек-героинь и стереотипы их поведения.

Мною были выделены следующие типы «литературных» девушек: «усадебные барышни», «папины дочки», «лесные нимфы», «обычные школьницы с необычной судьбой», «девушки-солдатки».

Каждый из представленных типов «литературных» девушек обладает определенной внешностью, чаще всего миловидной, характеризуется определенным поведением. Но нам, как читателям этого мало, ведь писатели, поэты, художники, композиторы «скрывают» в художественных словах, красках, музыке нечто большее: то, что под силу открыть только настоящему ценителю литературы и искусства. Тайна образа, идея его создания, как образца для подражания, доступна каждому, кто не ленится читать.

«Усадебные барышни». Ясное и четкое определение такому типу, как «Усадебные барышни», дает А.С.Пушкин в произведении «Барышня-крестьянка»: «Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание…»

Они образованны, культурны. Помыслы их чисты, порой наивны. Они воспитываются в любви к Богу. В их число, по моему мнению, входят:

Татьяна Ларина (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Лиза Калитина (И.С.Тургенев «Дворянское гнездо»)

Ася (И.С.Тургенев «Ася»)

Наташа Ростова (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

В «усадебных барышнях» меня привлекла их образованность, духовность, чистота, открытость, доброта. Каждая из них с детства знакомится с искусством, литературой, занимается музыкой. По сравнению с современными девушками, мне кажется, им не хватает инициативности, активной жизненной позиции, самостоятельности. На сегодняшний день у девушек есть право выбора занятия по интересу, круга общения, друзей, супруга.

«Папины дочки». Судьба этого типа девушек схожа в том, что все они в раннем детстве лишились матерей и воспитывались отцами, но это не помешало им вырасти женственными, нежными, милыми созданиями. По сравнению со сверстницами, они кажутся взрослей, так как с раннего детства находятся под влиянием самого близкого в их жизни человека ‒ отца. Отцам они перечить не могут, а те делают все, по их мнению, для того, чтобы дочери были счастливы. В их число, на мой взгляд, входят:

Маша Троекурова (А.С.Пушкин «Дубровский»)

Лиза Муромская (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»)

Наталья Андреева (Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»)

Ассоль (А.Грин «Алые паруса»).

Обобщая сказанное, хочется отметить следующее: есть замечательный сериал «Папины дочки», где Сергей Алексеевич воспитывает не одну, а сразу пять дочерей. Его дочки очень разные по характеру, но к каждой из них у него особый подход. Будучи добрым, он не перестает быть строгим. Думаю, если литературные «папины дочки» жили бы в современном мире, то их отцы были бы не столь категоричны в своих решениях, касающихся судьбы дочерей.

«Лесные нимфы». Характерными чертами девушек типа «лесные нимфы» является то, что они выросли или живут в отдалении от людей: в лесной хижине или домике. В основном живут они с матерью или бабушкой, мужчин, как правило, в доме нет. «Лесные нимфы» понимают язык природы, сентиментальны по натуре, духовно богаты.

В их число, на мой взгляд, входят:

Бедная Лиза (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)

Олеся (А.И. Куприн «Олеся»)

Конечно, в современном мире тоже есть лесные нимфы, только называем мы их по-другому ‒ волонтерами. Они помогают людям, помогают выхаживать зверей и птиц, выступают в защиту окружающей природы.

«Обычные школьницы с необычной судьбой». Они близки нам современным девушкам тем, что учатся в обычной школе. Но мое внимание привлекли особенные девушки: в их числе оказались Лена Бессольцева (В.К. Железняков «Чучело»), Искра Полякова, Вика Люберецкая (Б. Васильев «А завтра была война»). Каждая из них отличается индивидуальностью: Лена – доброжелательностью ко всем, Искра – активностью, Вика – особым достоинством, любовью к чтению литературы. Все эти девушки привыкли добиваться желаемого своими силами. Тогда как современные школьницы порой нередко не могут написать сочинение, реферат, не прибегнув к помощи Интернета. Конечно, у современных девушек больше возможностей, но каждая из них живет для себя, а «литературные» девушки ‒ по идеологии, для коллектива. Эти девушки с гордостью носят звание «пионер», «комсомолка», стремятся стать лучше. Все они показали нам, читателям, истинное достоинство и благородство, силу духа и умение преодолевать духовное препятствие.

«Девушки-солдатки». Всё больше десятилетий отделяет нас от событий Великой Отечественной войны, но память о ней не уходит в прошлое. В этом году всей страной мы будем праздновать 70-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Осмыслению народного подвига посвящены многие произведения русских писателей, а Борис Васильев принадлежит к поколению людей, для которых весть о начавшейся войне прозвучала на выпускном балу. Совсем молодыми они ушли на фронт, не успев осуществить свои вчерашние мечты, по-настоящему привыкнуть к взрослой жизни. Война отняла у них счастье юности.

Героини повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», подобно многим своим сверстницам, не могли оставаться в стороне, когда вся страна вела освободительную войну против захватчиков, и наравне с мужчинами сражались с врагом. Казалось бы, что заставило их пойти на фронт? Ответ таков: женское счастье девушек было с самого начала разрушено войной.

Через образы этих девушек Б.Л. Васильев хотел, на мой взгляд, сказать, чтобы мы берегли то, что для нас сберегли они: возможность иметь матерей и отцов, братишек и сестер, счастье в семейной жизни, получение образования, успешную карьеру и веру в завтрашний день. Наша задача: быть достойными их памяти, сохранить мир, которые они нам подарили.

Многие из героинь проходят сложный жизненный путь, совершая и исправляя ошибки, но они не теряют своего достоинства. У каждой из них мы, современные девушки, школьницы, можем взять для себя что-то положительное в качестве образца. И книги о девушках читали и будут читать многие поколения девушек. Сами «литературные» героини нередко с книгой в руках: Лиза Муромская читает «Бедную Лизу» Н.М.Карамзина, крестьянка Акулина по слогам читает «Наталью, боярскую дочь», Ася обожает Татьяну Ларину.

Важно одно: художники слова всегда понимали истинную красоту как союз красоты внешней и внутренней, совмещение в героине лучших качеств, и это по сей день остается напоминанием всем нам о том, что по-настоящему красив тот, кто красив душой, поступками, теми словами, которыми он выражает свои мысли, своей улыбкой. Красота заклюҹается в добром и любящем сердце! Пусть слова великого русского писателя Ф.М.Достоевского «Красота спасет мир!» станут девизом для всех современных девушек, а уроки, которые дает классическая литература, помогут стать нам лучше, чище и добрее…


                                       

       Предыдущая

Следующая