Сорокина Карина Сергеевна
МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» Демского 
района городского округа г. Уфа 
Научный руководитель: педагог ДО Степаненко Валентина 
Кузьминична 
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ И ВЕГЕТАТИВНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ПОДРОСТКОВ
Актуальность.  Темперамент относится к базовым психологическим 
характеристикам индивидуальности. Он является той основой, на которой 
строится человеческая личность. Самый затейливый человеческий 
характер вся его архитектоника и декор предопределяются тем, что 
заложено в  его нервной системе. На протяжении более чем вековой 
истории существования и развития системы массового школьного 
образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования 
материальной базы учебных заведений, нарушения у школьников осанки, 
зрения, нервной системы носили и продолжают сохранять массовый 
характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей большой зрительной 
работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы, ограничение 
двигательной активности. 
Цель исследования:  Определение влияния темперамента учащихся 
на состояние органов равновесия и соотношение симпатического и 
парасимпатического отделов вегетативной нервной системы подростков. 
Объект исследования: Учащиеся 7-х классов школы № 104 Дѐмского района г. Уфы. Обследовано 46 учащихся в возрасте 13 и 14 лет. Из них 28 девочки и 18 мальчика.
Предмет исследования: Темперамент и состояние вестибулярной 
сенсорной и вегетативной нервной системы подростков. 
Задачи: 
1. Проведение теста на определение темперамента учащихся. 
2.  Определение функционального состояния органов равновесия и 
порога чувствительности вестибулярного анализатора. 
3. Влияние темперамента на соотношение симпатического и 
парасимпатического отделов вегетативной нервной системы подростков. 
Практическая значимость: Результаты данной работы, доведены 
до сведения психологов, учителей и родителей обследованных детей.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Свойства нервной системы  –  темперамент  мы определяли по тесту 
Айзенка. Темперамент  обычно называют врожденные особенности 
человека – степень уравновешенности. Подростки отвечали на 60 вопросов 
в специальных бланках для ответов, мы подсчитали количество «+» и «-» 
совпадающих с указанными номерами вопросов отмечая галочкой на 
строчке, каждое совпадения и записывали полученное число. 
Л._________________________________________________________
-4,+8, -12, +16, -20, +24, +28, -32,+36,- 40, +44, -48.
И._________________________________________________________ 
+1, +3,  -6, +9, +11, +14, +17,  +19, +22, +25, +27, +30,  -33, 
+35, +38, 
+41, +43, +46, +49, -51, +53, -55,+57, -59. 
СТ.________________________________________________________,
2,+5,+7,+10,+13,+15, +18,+21,+23,+26,+29,+31,+34,+37, +39,+42,
 
+45,+47,+50,+54,+56,+58,+60. 
По шкале Л. выявлялась искренность, чем меньше число баллов 
полученной по этой шкале, тем выше искренность. По шкале И., чем 
больше количество баллов, тем выше потребность в общении. По шкале 
СТ., чем выше количество баллов, тем выше потребность в общении. 
Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. 
Проба Ромберга проводится в четырѐх режимах при постепенном 
уменьшении площади опоры. Первый режим: ноги вместе, руки вперѐд, 
пальцы раздвинуты, глаза закрыты; второй режим: то же самое, только 
одна нога на шаг  вперѐд; третий режим: пятка одной ноги ставится на 
колено другой; четвѐртый режим: «ласточка». «Очень хорошо», если в каждой позе подросток сохраняет равновесие в течение 15 сек и при этом 
не наблюдаются пошатывание тела, дрожание рук или век (тремор). При 
треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в 
течение 15 секунд нарушается, то проба оценивается 
«неудовлетворительно». 
Тест Яроцкого  позволяет определить порог чувствительности 
вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном  положении 
стоя с закрытыми глазами, при этом человек по команде начинает 
вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время 
вращения головой до потери равновесия. Норма – 28 и более секунд. 
Глазодвигательный рефлекс Ашнера. Определяется ЧСС в исходном положении лѐжа с закрытыми глазами, затем надавливаем на глазные яблоки пациента и через 10-15 секунд, не прекращая надавливания, ещѐ раз подсчитываем ЧСС. Норма – замедление пульса на 4-10 ударов в минуту, более чем на 10 уд/мин – повышение возбудимости парасимпатического отдела НС, а замедление на 2-4 уд/мин или учащение пульса – извращѐнная реакция – преобладание тонуса симпатической НС.
Клиностатический рефлекс Даниелополу.  Определяют ЧСС в 
исходном положении стоя, затем через  10 - 25   секунд пульс лѐжа. В норме 
замедление пульса на 4-6 уд/мин, более чем на 6 уд/мин  –  повышенная 
возбудимость парасимпатической НС, а отсутствие реакции или еѐ 
парадоксальный характер (ускорение) говорит о преобладании тонуса 
симпатической НС. 
Результаты исследования 
В результате проведѐнного тестирования подростков 13–14 лет на 
предмет принадлежности к определенному типу темперамента мы 
получили следующие результаты: сангвиников –  26%, флегматиков –  35%, 
холериков  –  26%, меланхоликов  –  13%. Среди мальчиков преобладают 
сангвиники (37,5%) и флегматики (37,5%), у девочек основную часть 
составляют флегматики и холерики (по 33,5%). 
Вторым этапом нашего исследования явилось определение порога 
чувствительности вестибулярного аппарата. По результатам теста 
Яроцкого (вращение  головой с закрытыми глазами до потери равновесия) 
мы выявили, что в норму вошли 25% мальчиков и 32,1% девочек, а 37,5% 
мальчиков и 35,8% девочек выдержали более длительное время, ниже 
нормы, соответственно, 25% и 32,1%. 
Проследив соотношение выполнения данной пробы с типом 
темперамента, мы получили следующие показатели. В норму вошли 
мальчики: 100% холерики, 50% меланхолики и 16,6% сангвиники. У 
девочек норму выполнили 33,3% холериков, 40% сангвиников, 40% 
флегматиков. Выше нормы выдержали мальчики сангвиники 33,4%, 
флегматики 50%, меланхолики 50%. Хороший вестибулярный аппарат 
имели девочки сангвиники и флегматики по 20%, холерики 44,5%, меланхолики 75%. Слабый вестибулярный аппарат оказался у 50% 
мальчиков сангвиников и флегматиков. У девочек этот показатель ниже 
нормы и имеет значение во всех типах темперамента, но несколько ниже, 
чем у мальчиков (сангвиники и флегматики по 40%, холерики 22,2%, 
меланхолики 25%). 
Проба Ромберга нарушение равновесия в положении стоя с 
постепенным уменьшением точек опоры (4  позы), в течение 1 минуты (по 
15 секунд на каждую позу). Все 4 позы выдержали только 6,25% 
мальчиков и 32,2% девочек. Самый низкий показатель у мальчиков 
флегматиков и меланхоликов, 100% которых выполнили только первые 2 
позы, 100% холериков – 3 позы, сангвиники: 50% – 2 позы, 33,3% – 3 позы, 
16,7% – 4 позы.
Результаты пробы Ромберга у девочек оказались лучше. Выдержали 
равновесие в 4-х позах 40% сангвиников и флегматиков, 25% 
меланхоликов и 22,3% холериков. 3 позы выполнили 10% девочек  –
флегматиков и 44,4% холериков. Остальные выполнили только 2 позы 
(сангвиники  –  60%, флегматики  –  50%, холерики  –  33,3%,меланхолики  –
75%). 
Проследив влияние типа темперамента на вегетативную нервную систему (ВНС) мы обнаружили, что преобладание симпатического отдела ВНС имеет место у 100% мальчиков и 80% девочек холериков, а у всех меланхоликов преобладает парасимпатический отдел ВНС (100%). У сангвиников и флегматиков соотношение симпатического и парасимпатического отделов ВНС отличаются незначительно. У девочек этих темпераментов преобладание симпатического отдела составило 60%, а парасимпатического – 40%. У мальчиков – сангвиников по 50%, у флегматиков – 66,6% симпатический отдел и 33,4% парасимпатический.
Выводы 
1. По результатам теста Айзенка соотношение темпераментов  в выборке 
школьников 13-14 лет имеет следующие значения: сангвиники составляют 
26%, флегматики – 35%, холерики – 26%, меланхолики – 13%. 
2. Нарушение равновесия имеет место у подростков всех типов 
темперамента, но преобладает у мальчиков  –  флегматиков. Устойчивость 
вестибулярного аппарата значительно выше у ребят холерического и 
меланхолического темпераментов обоих полов. 
3. Прослежена взаимосвязь между типом темперамента и соотношением 
симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной 
системы: у холериков преобладает симпатический отдел ВНС, а у 
меланхоликов парасимпатический. 
Список используемой литературы 
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валелогия. Ростова-на-Дону 
«Феникс», 2000. С. 74-76. 
2. Выготский Л. С. Детская психология. Собр . соч.в 6 т. М ., 1984. 
3. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М: «Гуманит. Изд. Центр 
Владос», 1998. 
4. Жуков Д.А. Стресс//Биология в школе. №2, 2004. С. 12. 
5. Курепин М.М. Анатомия человека. М., Просвещение, 1970.
6. Немов Р.С. Психология. М,1999. С. 71-72. 
7. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. 1993. С. 623-624. 
8. Реан А.А. Психология подростка/ Полное руководство для психологов, 
педагогов и родителей. М., 2003. 
9. Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании. М., 1995. 
10. Соколов А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. М.: «Терра-Спорт, 
Олимпия Пресс», 2001. С. 400-411. 
11. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.