Акмуллинская олимпиада

1. Материал и методика исследования

Исследования проводились на территории зоозаказника «Кунгак» в окрестностях г. Лысая в июне – июле 2010года; в июне – июле 2014 года.

Первичный материал собирался автором работы, под руководством педагога дополнительного образования Ишмухаметовой Сании Альфредовны. Обработку данных проводила Галина Азалия. 

Автором данной работы изучался видовой состав растительности окрестностей г.Лысая зоозаказника «Кунгак», и распространение дикорастущих лекарственных растений. Видовой состав растительности изучался непосредственно на  маршрутах в окрестностях  г. Лысая.

Автор ознакомилась с литературными источниками по лекарственным растениям Башкирии [16]. В начале работы составлен примерный список растений, изучаемой территории [11]. Очень важным моментом работы являлось составление схемы маршрутов. Маршрут составлялся так, чтобы им пересекались все растительные ландшафты данной территории [14].

В процессе  работы автор использовала метод учетных площадок [18].

Учетные площадки закладывают равномерно, располагая на определенном расстоянии, друг от друга, по возможности охватив ею заросль. Располагать учетные площадки можно на параллельных или перпендикулярных ходах, по диагонали или «конвертом». Ни в коем случае нельзя располагать их субъективно, закладывать площадки на выбор.

Число площадок должно быть достаточным. Чем равномернее распределен вид и больше его обилие, тем меньше надо учетных площадок. Обычно число площадок колеблется в пределах 10-15. Мы заложили 10 учетных площадок,  в работе отразили 5 площадок.

При выполнении геоботанического описания мы определили величину и форму площадки, в пределах которой выполняется описание. Величина площадки, которая называется пробной площадью, должна быть такой, чтобы на ней встречалось большинство видов описываемого сообщества. Если сообщество занимает большую территорию, то выбирается наиболее типичный для него участок. В одном сообществе может быть выполнено несколько описаний [14].

Пробная площадь для разных растительных сообществ может иметь разные размеры. Так, для луговых и степных сообществ используют квадратные площадки размером 5х5 до 10х10 м2. Для лесных сообществ – от 10х10 до 20х20 м2, для описания рудеральных сообществ, которые обычно занимают небольшую площадь, используют площадки от 2х2 до 5х5 м2.

Выявление списка видов. Наиболее ответственна часть работы. Нередко руководитель знает не более половины видов, которые встретились на площадке. Все неизвестные виды, находящиеся в любом состоянии – не цветут и не плодоносят, повреждены пасущимися животными, представлены «одним листочком» - следует собрать в так называемый «справочный гербарий». Каждому растению справочного гербария присваивается свой номер. В самом описании эти неизвестные виды записываются под этими присвоенными номерами.

После того, как неизвестные растения будут определены, их названия вписываются в описания. Обычно справочный гербарий сохраняется и в дальнейшем, чтобы при возникновении вопросов можно было посмотреть растение снова.

Оценка количественной представленности видов. Существует несколько методов глазомерного учета представленности видов. При описании травяных сообществ лучше всего использовать следующую шкалу:

+ - отмечается вид, который представлен на пробной площади одним-двумя растениями;

1 – отмечается вид, растения которого покрывают поверхность почвы не более чем на 5 %

2 – то же от 6 до 15 %;

3 – то же от 16 до 25 %;

4 – то же от 26 до 50 %;

5 – то же от 51 до 100 %.

Во флористике развивается и другой подход – метод «конкретных флор» (Толмачев, 1986; Юрцев, 1988). В этом случае флора представляет не произвольно установленный регион, а территорию с однородным географическим ландшафтом и с площадью, которая достаточна, чтобы эта флора могла быть выявлена [18].

Кроме выявления списка видов конкретной территории при изучении региональных флор анализируется их структура, то есть составляются спектры по различным признакам: систематическому составу, жизненным формам, географической структуре, происхождению, ресурсному значению.

В работе нами использовалось следующее оборудование: гербарная сетка, веревка, колышки для разметки территории, блокнот для записей, ручка, карандаш, газета для собранного гербария. Определитель высших растений Башкирской АССР, под редакцией Ю.А. Алексеева, А.Х. Галеевой, И.А. Губанова  и др. – М.: Наука, 1989. – 375 с. Определитель высших растений Башкирской АССР под редакцией Ю.А. Алексеева, Е.Б. Алексеева, К.К. Габбасова и др. – М.: Наука, 1988. – 316с. Школьный атлас – определитель высших растений: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 239с.

                                       

     Предыдущая

Следующая