Акмуллинская олимпиада

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ

Вахрушина А.А.,
студентка 1 курса музыкального отделения, БГПУ им. М.Акмуллы (г. Уфа), Вахрушина Н.А.

аспирантка 1 курса кафедры педагогики БГПУ им. М.Акмуллы (г. Москва)

Научный руководитель:  д.п.н., проф. Кашапова Л.М. (г. Уфа)

В настоящее время актуальной и до конца неразработанной задачей в России является выявление и развитие одарённых детей, которая являясь педагогической инновацией, находящейся на этапе внедрения, начинает интенсивно входить в практику современных образовательных учреждений, ставя перед ними сложные задачи. Внедрение данного явления должно обеспечить равное отношение ко всем, создавая при этом все условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности, так как совместное обучение детей формирует чувство осознания себя полноценным членом общества, дает возможность получения достойного образования, способствует приобретению навыков и компетенций для дальнейшей жизни в уже знакомом социуме. В последнее время в научных исследованиях убедительно показана необходимость в хореографическом образовании обучающихся, так как занятия в творческих коллективах могут значительно повлиять на личностные качества человека – его социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое. При этом занятия хореографией, имея большое значение для физического развития детей, способствуют приобретению ими стройной осанки, они начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. Детские хореографические коллективы, уроки ритмики и танцев в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей вызывают сегодня наибольший интерес обучаемых и их родителей, так как обладают весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой искусства танца и спецификой построения педагогического процесса [1].

Перед педагогами, работающими в школе и не остающимися равнодушными к приоритетной задаче современности, а именно выявлению и раскрытию одаренности обучающихся, возникают педагогические задачи разного уровня сложности, такие как: определение вида деятельности, степени сформированности и формы проявления одаренности ребенка; поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; формирование условий для гармоничного развития обучающегося, с которыми мы столкнулись в процессе профессиональной деятельности на занятиях хореографии в МБОУ СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского р-на городского округа г. Уфы Республики Башкортостан.

На сегодняшний момент в школе работает команда педагогов-хореографов, которые считают, что получение знаний в условиях общеобразовательной школы способствует получению обучающимися адаптивных навыков и мета-компетенций в той общественной среде, где им предстоит жить в дальнейшем. Приобретение компетенций осуществляется как через систему общего, так и дополнительного образования детей. В школе выстроена целая система работы курса «ритмика и танцы», которая рассчитана на обучение детей с 1 по 11 классы [1]. Как показывают наблюдения, в процессе профессиональной деятельности педагоги-хореографы данной школы встречаются с одарёнными детьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [2].

В процессе изучения таких детей мы выделили следующее: одарённость проявляется в художественно-эстетической деятельности, а именно на занятиях хореографии; по степени сформированности она является потенциальной; по форме проявления – явной; по широте проявлений в различных видах деятельности у разных обучающихся отличается, у одних она является общей одарённостью, то есть проявляется не только на занятиях хореографии, у других – специальной. Вследствие этого в процессе построения хореографических занятий приходится соблюдать следующие условия: 1. Занятия строятся так, чтобы они могли обеспечивать всестороннее развитие ребёнка, воздействовать на растущий организм, содействовать укреплению здоровья [1]; 2. Подбираются танцевальные комбинации разного уровня сложности; 3. Занятия направлены на развитие потребности к самостоятельному усложнению выученных на занятиях танцевальных элементов; 4. Организуются занятия с помощью использования разных педагогических технологий. В работе с детьми на сегодны актуальны такие технологии, как:

• диагностические, которые позволяют выявить степень сформированности одарённости детей. Так как у обучающихся МБОУ СОШ №45 она является потенциальной, то это могут быть упражнения на выявление их природных задатков, двигательных навыков, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха;

• технология сотворчества, благодаря которой воспитывается чувство толерантности, пробуждение интереса обучающихся к совместным танцевальным постановкам или отдельным элементам хореографического номера. Это может быть как усложнение, так и упрощение каких-либо движений. Педагог может обратиться к одарённому ребёнку с просьбой провести разминку, исправить ошибки у сверстников при выполнении заданий, показать с ним в паре новый материал;

• технологии формирования психофизического состояния, в которых используем различные техники релаксации, чтобы снять внутренние зажимы одарённых детей;

• технология развития художественного восприятия, заключающаяся в приобщении обучающихся к лучшим образцам хореографического искусства и культуры в целом, которые позволяют осуществлять поэтапный переход одарённого ребёнка от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений, благодаря чему педагоги-хореографы в дальнейшем вводят в танцевальные постановки сольные партии для таких детей;

• технологии раскрепощения, которые очень важны для обучающихся, так как помогают преодолению психологических и физических препятствий, необходимых для свободного исполнения разнообразных сценических постановок;

• технологии создания художественного образа, которые педагоги-хореографы прорабатывают через различные игры на «перевоплощение», что оказывает большое значение для выявления скрытых талантов обучающихся, так как именно в нем заложена актерская составляющая.

Помимо вышеперечисленного активно используется опыт кружковой и факультативной работы, включающий в себя репетиции и выступления на различных мероприятиях и конкурсах, где стараемся задействовать как можно больше одарённых детей, для раскрытия их таланта. И результаты работы позволяют сделать вывод: целенаправленная работа педагогов-хореографов школы с одаренными обучающимися приносит свои плоды, дети активно включаются в творческую деятельность, которая обеспечивает их благополучное развитие, они начинают дополнительно заниматься в специализированных учреждениях, танцевать в городских коллективах и занимать призовые места на конкурсах.

Таким образом, в МБОУ СОШ № 45 сформировался коллектив педагогов-хореографов, способных работать с одарёнными детьми. Определённый вклад в подготовку таких специалистов вносит музыкальное отделений БГПУ им. М.Акмуллы. В рамках профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов на базе школы неоднократно проводились творческие встречи, мастер-классы педагогов-практиков и студентов. Это позволило обучающимся изнутри и глубже узнать основы профессиональной деятельности педагога-хореографа, а в рамках занятий для них реализовать принцип обучения специалиста от профессионального педагогического образования к образованию педагогов-профессионалов.

В настоящее время сложность заключается в отсутствии научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся; психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков обучающихся. Работа по выявлению и развитию одаренности обучающихся на занятиях хореографии станет успешной, когда будет иметь системный характер, объединяя в себе усилия образовательного учреждения, педагогов, семьи, научных и творческих коллективов, а также ведущих коллективов и педагогов-практиков всей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахрушина, Н.А. Реализация инклюзии на занятиях хореографии в общеобразовательной школе [Текст] / Н.А. Вахрушина // Вестник: наука, образование, экономика. – Уфа, 2013. – №1. – С. 123-125.

2. Кашапова, Л.М. От профессионального педагогического образования к образованию педагогов-профессионалов [Текст]: анализ проблем и путей их решения: Материалы Всероссийской НПК с международным участием) «Анализ в музыки в контексте задач музыкальной педагогики» 18 мая 2011 года. – Уфа: Вагант, 2012. – С. 89-94.

3. Рабочая концепция одаренности [Текст]. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003.