Акмуллинская олимпиада

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ


Баянова Г.Ш., директор МБОУ ДОД «Детская школа искусств», аспирантка кафедры педагогики БГПУ им. М.Акмуллы (г. Сибай)
Научный руководитель; д.п.н., проф. Кашапова Л.М. (г. Уфа)

Одной из актуальных и социально значимых задач современности является выявление, развитие и поддержка одаренности у детей и подростков. Статистические данные о количестве одаренных детей в разных странах значителен – от 7 до 70 %. Россия находится на самой низкой позиции – около 7%, тогда как Канада находится в лидирующем положении – порядка 70%. Это обусловлено тем, что в Канаде одаренными считаются все дети, которые успевают на 3, 4 и 5, а те, которые усваивают программу на более высокий бал именуются термином, созвучным с термином «гениальные». В России же к данной категории детей относят лишь тех, кто показывает успехи значительно выше школьной программы [12, 308]. 

Проведенный анализ педагогической, психологической, социальной и др. наук позволили осуществить анализ понятия «одаренный» ребенок. «Этимология слова «одаренность» указывает на то, что в естественном языке оно обозначает наличие у человека некоторых качеств, полученных «даром», от природы» [1] . С психологической точки зрения одаренность рассматривается многоаспектно и понимается как своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности [5], А.М.Матюшкин считает принципиально важным отметить, что неординарность, одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества [9], функционирования "творческого человека". Выготский Л.С. рассматривает одаренность как генетически обусловленный компонент синтеза способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии [4]. Одаренность, по Теплову, – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [13].

Как научная проблема одаренность исследуется многими учеными Д.Б.Богоявленской, В.Д.Шадриковым, Ю.ДБабаевой, А.В.Брушлинским, В.Н.Дружининым, И.И.Ильясовым, И.В.Калиш, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкиным, А.А.Мелик-Пашаевым, В.И.Пановым, Н.Ю.Синягиной, Д.В.Ушаковым, М.А.Холодной, Н.Б.Шумаковой, В.С.Юркевич. Исследуемое явление понимается учеными как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [11].

В нашем исследовании особую значимость приобретает систематизация и научное осмысление опыта развития детской одаренности в художественных видах деятельности (в частности музыкальной). Несмотря на то, что существуют теоретические исследования, направленные на выявление структуры музыкальной одаренности (Б.М.Теплов, Д.К.Кирнарская,  Ю.А.Цагарелли) и психологических особенностей музыкально одаренных детей (А.Л.Готсдинер), в музыкальной школе практика раннего выявления одаренного ребенка в музыкальной школе имеет малоизученный характер.

В музыкальной деятельности сущности музыкальной одаренности представлена работами известных ученых (Л.Л.Бочкарева, А.Л. Готсдинера, В.И.Петрушина, М.С.Старчеуса, Б.М.Теплова и др.). Можно отметить, что «музыкальная одаренность – это то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [3].

Наши наблюдения за педагогической практикой показывают, что на сегодняшний день в контингент учащихся музыкальной школы принимаются все дети без исключения, это является следствием уравнения статуса музыкальных школ и школ искусств с учреждениями дополнительного образования, где дети занимаются досуговой деятельностью [6; 7]. Поэтому родители при поступлении их детей в школу искусств делают акценты на минимальные усилия ребенка при обучении в школе. Известно, что одаренность может иметь как явные, так и скрытые формы. Однако для выявления одаренного ребенка требуется приложение определенных усилий, как со стороны преподавателя, так и со стороны родителей и обучающегося [8].

В ходе исследования мы выявили, что одаренным можно назвать не каждого учащегося школы искусств, но уровень музыкальности диагностируется уже с первых уроков. «Музыкальность» понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями, проявляющимися в музыкальной деятельности (творческим воображением, вниманием, волей и т.д.), образуют музыкальную одаренность ребенка. Основные компоненты музыкальности определяют также сенсорные способности восприятия отдельных качеств музыкальных звуков: звуковысотный слух; чувство ритма; тембровый слух; динамический слух.

В ходе исследования выявлено, что каждый третий первоклассник школы искусств бросает школу искусств, основная причина – потеря интереса к обучению. Действительно, музыкальной деятельностью овладевает тот ученик, который проявляет определенные показатели музыкальности, хотя многие педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность» (Б.М.Теплов) само по себе является абсурдным, способности существуют лишь в развитии [13]. В своей книге «Психология музыкальной деятельности» [2] JI.JI.Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Оценка одаренности ребенка – вопрос очень сложный и неоднозначный. Если опираться на то, что одаренные дети – это те, кто демонстрирует высокий уровень способностей в одной или нескольких областях, то, определив уровень способностей ребенка, можно судить о его одаренности.

Занимаясь исследованием данной темы мы попытались провести экспериментальную работу по проверке наличия музыкальной одаренности среди учащихся детской школы искусств, с помощью «Карты одаренности» (разработанной Южным региональным центром развития одаренности) [10]. Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение диагностической и развивающей функций. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный, свойственный ребенку «портрет» развития его дарований.

Каждому родителю было поручено заполнить листы опроса с вопросами. При обработке данных получается графический рисунок, где все проявления способностей ребенка выделяются в виде снежинки. Анализируя полностью весь контингент учащихся в количестве 470 человек, можно констатировали:

1.  Музыкальная одаренность проявилась у 83% обучающихся.

2.  Техническая одаренность – 27%.

3.  Спортивная – 55%.

4.  Интеллектуальная – 54%.

5.  Лидерская – 77%.

6.  Артистическая – 81%.

7.  Творческая – 79%.

8.  Академическая – 38%.

9.  Художественно-изобразительная – 74%.

10. Литературная – 71%.

Применение данной методики позволило решить нам следующие задачи: анализ музыкальной успешности и развитие музыкальности обучающихся по мере перехода из класса в класс; сравнение эффективности различных программ и методик их обучения; оценка результативности работы преподавателя в начале и конце обучения учащегося; отбор в специальные классы; установление причин школьной неуспеваемости; выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения и психолого-педагогическом сопровождении и т.д.

Обобщая сказанное, можем отметить большую роль в развитии детской одаренности в учреждениях дополнительного образования детей, которые способны компенсировать недостаток учебной нагрузки в общеобразовательной школе в различных творческих мастерских и объединениях ДШИ, где ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. В рамках нашей опытно-экспериментальной работы и полученных результатов мы можем констатировать, что дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса ДШИ позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

Литература

1.  Баграмянц, М.Л. Одаренность как теоретический конструкт [Текст] // Философия и общество. – 2009. – Вып. №4(56).

2.  Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст]. – М.:ИП РАН, 1997. – 352 с.

3.  Винтин, А.И. Понятие музыкальной одаренности [Текст] // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 8 (Август) [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/08/1577 (дата обращения: 21.01.2014).

4.  Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст]. – М.: Педагогика, 1987. – 341с.

5.  Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю.Головин. – М.: АСТ, Харвест, 1998. – 452с.

6.  Кашапова, Л.М. Музыкальное и художественное образование в контексте современного понятия «научная школ [Текст]: Педагогика художественного образования: история, методология, практика: Материалы ВНПК (с междунар. участием), посвященной 50-летию факультета художественного образования ТГГПУ (8-10 декабря 2010г.). – Казань: Магариф, 2011. – С. 125-134.

7.  Кашапова, Л.М. Потенциал современной системы школьного и дополнительного образования детей на основе полихудожественного подхода [Текст]: Современное музыкальное образование в полиэтническом культурном пространстве: Сб. материалов ВНПК (24-26.03.2011г.). – Сибай, 2011. – С. 86-94.

8.  Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С.Лейтес. – М., 1984. – 349с.

9.  Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – №6. – С. 29-33.

10.Методика «Карта одаренности» [Электронный ресурс]. URL: http://talant-portal.sfedu.ru/pologenie (дата обращения: 26.01.2014).

11.Одаренность: Рабочая концепция [Текст] / под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

12.  Синягина, Н.Ю. Современные взгляды и подходы в решении проблемы развития одаренности в России [Текст] / Н.Ю.Синягина // Федеральный справочник. – М., 2010. – С. 307-311. (Прил. «Образование в Российской федерации». – Т.6: Среднее образование).

13.  Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]. – М.: Изд-во АН РСФСР. – 334с.