Акмуллинская олимпиада

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И САМООЦЕНКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Чиганова Дарья, Куршева Арина, 11 А класс МОБУ СОШ № 11, г. Нефтекамск

Научный руководитель: Закиева Гульнара Решатовна, педагог-психолог

Мы провели исследование и выяснили, что значительное влияние на личность старшеклассника оказывает стиль отношения родителей к нему [1; 2]. Практика показала три стиля воспитания, преобладающие у родителей из нашей выборки: кооперация, симбио» (в сочетании с кооперацией), авторитарная гиперсоциализация (в сочетании с кооперацией). При анализе средних значений по психическим состояниям видно, что при стиле родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» и «симбиоз» выше значения по психическим состояниям тревожность, фрустрация; при «симбиозе» – ригидность, по сравнению с родительским отношением, «социальная желательность» (таблица 1).

Таблица 1. Средние значения по шкалам теста «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) в зависимости от стиля родительского отношения (по А.Я. Варга, В.В. Столину)

Психические состояния

Социальная желательность

Симбиоз

Авторитарная гиперсоциализация

тревожность

8

10,57

11

фрустрация

5,3

8,86

7,5

агрессивность

10,3

10,29

8,75

ригидность

9,5

12,71

10,5

Проанализировав ответы родителей мы получили следующую картину родительского отношения к детям: 48% родителей используют стиль «социальной желательности» в отношении воспитания своих детей, 33% -«симбиоз» (с высокими показателями «социальной желательности»), 19% - «авторитарную гиперсоциализацию» (с высокими показателями «социальной желательности»).

Таким образом, мы видим, что многие исследованные нами родители руководствуются в воспитании таким стилем как «социальная желательность» (кооперация), некоторые из них при этом прибегают также к «симбиозу» и «авторитарной гиперсоциализации».

ЛИТЕРАТУРА

1.  Аккерман, Н.В. Семья как социальная и эмоциональная единица [Текст] // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. – СПб. – 2000. – С. 98–99.

2.  Авдеева, Н.А. Взаимоотношения подростка в семье [Текст] // Воспитание школьников. – 2005.– №7. – с. 17–22.