Акмуллинская олимпиада

СРАВНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Хафизова Елизавета, 11 класс МБОУ ДОД «Дом пионеров и школьников» п. Чишмы, Чишминский район

Научный руководитель: Жукова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования

Культура любого народа является основой формирования в общественном сознании экологической ориентации. Как и у любого народа, у башкирского, русского, татарского или марийского крестьянина было веками воспитано мудрое, бережное отношение к природе. Природа для них была одухотворенной, одушевленной и они понимали, что природные ресурсы могут истощиться, поэтому делали все, чтобы этого не случилось (не охотились во время массового размножения животных, рачительно относились к ресурсам леса, бережливо вели хозяйственную деятельность и т.д.). В народном фольклоре земля, вода, дерево, растение овеяны мифами, им поклонялись, приносили жертвы, оберегали. Это было выражением единства общества и природы, а посредником в этом единстве была культура, духовное сознание человека. Практика же сохранения природы, приумножения ее ресурсов поддерживалась многообразием хозяйственных занятий, многоукладностью собственности и социальных структур, святостью семьи, неразрывной преемственностью поколений и пониманием единства жизни и природы [1].

Для нашего исследований были выбраны люди трех возрастных категорий: «старший возраст», «средний возраст», «подростковый возраст». Им предлагались тесты для выявления отношения к экологическим проблемам и проблемам воспитания экологического мировоззрения в семье и в обществе в целом.В итоге мы поняли, что преемственность поколений необходима в процессе формирования экологической культуры подрастающего поколения. Недаром же мудрая пословица гласит: «Отцы ели кислый виноград, а у детей оскомина», т.е. дети наследуют всё – и горькое, и сладкое, и кислое от своих родителей. К сожалению, нынешнее поколение не всегда понимает, что другой Земли, Родины у нас не будет, что необходимо сберечь то, что досталось нам от предков, важно не растерять, а приумножить ее богатства. Мы должны знать свои корни, чтить старших, прислушиваться к их мнению, использовать жизненный опыт, стремиться к миру с природой, от которой зависит благополучие и будущее человечества [2; 3].

ЛИТЕРАТУРА

1.  Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников [Текст]. – Москва, 1983 – 9с.

2.  Кузеев Р.Г. Этнос и культура в долинах Агидели [Текст] // Живая память. – Уфа, 1990. – С. 136-144.

3.  Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир [Текст]. – СПб., 1912. – С. 317.