Акмуллинская олимпиада

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ<

Аминева Э.Г., Ильтуганов И.В., Тузбекова Г.С., студенты 5 курса музыкального отделения БГПУ им. М.Акмуллы (г. Уфа)
Научный руководитель: д.п.н., проф. Кашапова Л.М. (г. Уфа)


В настоящее время наблюдается большой интерес к проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей, соответственно, и к проблеме подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения.

В Профессиональном стандарте педагога (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544) сказано о необходимости формирования готовности будущего педагога к работе с одаренными, социально уязвимыми детьми,детьми-мигрантами,детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учителя, способногоформировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни, использовать в своей деятельности разнообразие форм работы с обучающимися (олимпиады, конференции, предметные турниры, деловые игры, конкурсы, смотры, фестивали), осуществлять творческо-исследовательскую деятельность. Все эти напрямую касаются и системы музыкального воспитания в общеобразовательной школе.

Например, проблема одаренности носит комплексный характер, так как в ней пересекаются интересы разных научных и творческих дисциплин. Одаренность как общая характеристика способностей ребёнка, безусловно, требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического аспектов.

Френсис Гальтон(16 февраля 1822 – 17 января 1991)– известный ученый,  исследователь географ, антрополог, психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик, воодушевившись трудами своего троюродного брата Чарльза Дарвина, разработал идею о том, что гениальный человек – “продукт гениального рода”. Проанализировав родословную выдающихся личностей своего времени и прошлого он нашел закономерность, а именно, проявление одаренности зависит от наследственности и т.д. [2].

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Для нас представила интерес музыкальная одаренность обучающихся начальной общеобразовательной школы. Наши наблюдения и диагностика во время прохождения педагогической практики на базе школ г. Уфы позволили выявить признаки проявления музыкальной одаренности школьников: проявляют большой интерес к музыкальным занятиям; чутко реагируют на характер и настроение музыки; хорошо интонируют и поют; играют на музыкальном инструменте; в песню или танец вкладывают много энергии и чувств; любят слушать музыку; стремятся посещать концерт или оперу/балет; хорошо играют на каком-нибудь музыкальном инструменте, в исполнительской деятельности стремятся выразить свои чувства и настроение; сочиняют собственные, оригинальные мелодии и т.д.

Отвечая на вопрос, «Что же такое музыкальность и музыкальные способности?», мы пришли к выводу, что под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности. Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него.

Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. По мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух.

Итак, он выявляет три основные музыкальные способности: ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии; способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его [7].

Как мы знаем в структуру музыкальности входят музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др. К общим музыкальным способностям учёные Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е относит: эмоциональную отзывчивость на музыку; познавательные музыкальные способности – сенсорные, интеллектуальные и музыкальную память [6].

Для целостного развития личности ребенка требуется обращение к его образно-эмоциональной сфере сознания. Музыка как никакое другое искусство развивает ассоциативную фантазию человека, без которой невозможно полноценное овладение и другими видами искусств. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. На основе эмоционально-образного восприятия необыкновенно развивается память [1; 4].

Образное мышление – один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Активизация образного мышления у одаренных школьников в процессе творческой деятельности позволяет сформировать у детей потребность в самовыражении средствами музыкального искусства и обеспечивает соответствие учебно-воспитательного процесса дидактическим принципам организации урока музыки как урока искусства. Целенаправленное формирование у обучающихся опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и опыта её творческого исполнения позволяет добиться того, что чувства и эмоции на уроке музыки доминируют над логическим мышлением.

И современному учителю музыки важно помнить, что для развития музыкальных способностей обучающихся (переживать музыку, мыслить о ней, создавать образы музыкальных произведений, выражать их средствами музыкальной деятельности и т.д.) необходимо умело, интересно и и творчески выстраивать образовательный процесс.

Недаром Б.М.Теплова подчёркивает, что музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения [8]. Эту мысль подтверждает и К.В.Тарасова отмечая, что процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий [7]. Об этом же говорит А.Л.Готсдинер, говоря, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его [3].

Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Поэтому задолго до рождения научной экспериментальной психологии практика диагностики музыкальных способностей уже имела свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Однако эмоциональная отзывчивость на музыку является центром музыкальности.

И все эти музыкальные способности проявляются у детей по-разному. У кого-то уже в раннем возрасте они развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно интонируя ее, или подбирать по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, как отмечает Б.М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей [8].

Большое значение имеет и окружение, в котором растет ребенок. Наши наблюдения и беседы с родителями учеников показали, что проявление музыкальных способностей, как правило, наблюдается у тех детей, которые с раннего детства в семье получали достаточно богатые музыкальные впечатления. Профессор Кашапова Л.М. отмечает, что одним из эффективных направлений в раннем музыкальном воспитании детей является их приобщение к музыкальной культуре народов, к детскому музыкальному фольклору, инструментальным наигрышам и народным песням, играм и танцам, праздникам и обрядам (этномузыкальное образование). Так как всё это способствует не только развитию музыкальной одаренности ребёнка, но и формированию его этнической принадлежности [5].

Мы считаем, что развитие чувства ритма детей может также оказаться существенным фактором в развитии их музыкальных способностей. В этом плане представляет большой интерес система музыкально-ритмического воспитания, разработанная Эмилем Жак-Далькрозом, гениальный швейцарский педагог, музыкальный теоретик, «пророк ритма», «музыкальный Песталоций», как его называли современники. Во время пребывания в Алжире его поразили координации движений свойственные коренным жителям и со временем увиденное им привело к созданию авторской системы, по началу получившее название ритмической гимнастики. Цель методики привести человека к самопознанию, к ясному представлению о своих силах и раскрытию его творческих способностей, помочь избавится от физических и психологических зажимов. Его методика готовит к работе во всех сферах искусства, так как в основе любой сферы лежит ритм.

Не менее важным в музыкальном образовании одарённых обучающихся, на наш взгляд, является использование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих гармоничное развитие физических и психических способностей обучаемых, формирование у них культуры здорового образа жизни, обеспечение дальнейшей социальной и профессиональной адаптации.

Музыкально одаренные дети, нуждаются и в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Ведь такие дети легче усваивают изучаемый материал, непринужденно справляются с заданиями и педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповых занятиях. Чтобы дать возможность для самореализации и не подавлять инициативу и волю к творческой деятельности, при этом дать возможность для самовыражения другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, обладая лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях таким детям важно реализовать себя через совместную деятельность. Их творческий потенциал и способности незаменимы в подготовке сольных номеров или в качестве солистов в хоре, инструментальном ансамбле и т.п. Ведь радость от хорошего выступления разделяют все участники вместе, при этом сложность исполнения бывает неравной. Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выводу, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают голод, выражающийся в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.

Исходя из этого положения, во время практики в школе детей с высоким уровнем развития музыкальности мы предложили участие в фестивале музыкальной культуры народов Башкортостана, конкурсной программе юных вокалистов, в разработке исследовательского проекта в области музыкального искусства. Всё это способствовало развитию и реализации творческого потенциала не только обучающихся с выраженной музыкальностью, но и остальных ребят. Для дальнейшей работы нами были выработаны рекомендации: разработать методики диагностики выявления детей с выраженной музыкальностью; осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания; разработать проект детского объединения «Юные таланты-музыканты»; организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью; способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей; организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

Литература

1.  Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк : Книга для учителя [Текст]. – М.: Просвещение, 1991.

2.  Гальтон, Ф. Наследственность таланта, её законы и последствия [Текст]. – М.: «Мысль», 1996.

3.  Готсдинер, А.Л Музыкальная психология [Текст]. — М., 1993.

4.  Словарь практического психолога [Текст] /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

5.  Кашапова, Л.М. Непрерывное этномузыкально-педагогическое образование в целостной национально-региональной образовательной системе [Текст]: Монография.– Уфа: БГПУ им. М.Акмуллы, 2008. – 292с.

6.  Кашапова, Л.М. Современные средства оценивания школьников в системе музыкального образования [Текст]: Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы Междунар. НПК, приуроченной к 180-летию со дня рождения М. Акмуллы (VI Международные Акмуллинские чтения), 16 декабря 2011г. – Т. 4.– Уфа: БГПУ, 2011. – С. 149-152.

7.  Тарасова, К.В., Кузьмин, В.Е., Исаева, И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста [Текст]. – М., 1994.

8.  Теплов, Б. Психология музыкальных способностей [Текст]. – М., 1961.