Акмуллинская олимпиада

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН


Васильев Л.И. , канд. пед. наук, доцент, начальник Отдела образования администрации МР Мелеузовский район,
Фёдорова Н.Н., заведующий МКУ ИУМЦ Отдела образования муниципального района Мелеузовский район РБ

Система образования взаимодействует, обмениваясь информационными, материальными и человеческими ресурсами с социальной средой, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях процессы, происходящие в мире. Система образования и общество становятся взаимосвязанными, коэволюционирующими системами.

Для обеспечения согласованности современных общественных систем и образования последнее должно стать координатором процессов, происходящих в социуме. Однако в данном случае моделируется не актуальное состояние общества, наличные общественные взаимосвязи и их нормы, а действие тех универсальных законов, которые имеют место на всех этапах развития систем различной природы. Освоив такую модель, учащийся сможет проецировать систему универсальных законов на актуальные состояния общества, обнаруживать спектр его возможных состояний, т.е. прогнозировать будущее, благодаря чему появляется реальная возможность предварить изменения в обществе готовностью к своим собственным изменениям [4].

Прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества способно обеспечить непрерывное образовательное пространство, которое можно охарактеризовать как процесс преемственности на всех ступенях средней школы. Оно обеспечивает развитие личности обучающегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Концепция объектно-субъектного преобразования личности в процессе непрерывного образования раскрывает суть современной системы образования. Дошкольник и младший школьник – объект внимания взрослых людей, который в недалеком будущем станет непосредственным активным участником социума. Вчерашний объект образовательного воздействия начальной школы при переходе в средние, а затем – в старшие классы, становится субъектом новой для себя ситуации. К нему применяются новые требования, установки и нормы. Таким образом, к моменту поступления в ВУЗ завершается переход из объекта в субъект (понятие «субъект» определяется как носитель определенных личностных свойств и компетенций, способный преобразовывать свою жизнедеятельность с позиции успешного овладения необходимыми универсальными учебными действиями), на практике реализующий собственный профессиональный выбор. И трудности этого перехода решаются лишь соответствующим образом сформированной и организованной педагогической деятельностью, особенность которой заключается в объектно-субъектном преобразовании личности человека в процессе ее развития [3].

За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования, способах их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать практические задачи, быть востребованным на рынке труда.

Хочется обратить особое внимание на то, что 2013 год стал важным рубежом в образовании: образовательная система начала жить по новым законам – «Об образовании в Российской Федерации» и «Об образовании в Республике Башкортостан», в которых отражены механизмы реализации конституционного права граждан на получение бесплатного образования на всех уровнях. Безусловно, новые нормы потребуют время для перенастройки системы, но в итоге удастся более эффективно решать и задачи развития каждой личности, и всей нашей республики.

В русле современных тенденций развивается и система образования муниципального района Мелеузовский район. На сегодняшний день она представлена 87 образовательными учреждениями (36 дошкольных, 42 общеобразовательных, 7 учреждений дополнительного образования детей). В составе 10 базовых сельских школ функционируют 24 филиала. Услугами дошкольных и общеобразовательных учреждений охвачено более 13 000 детей и подростков.

В районе обеспечиваются государственные гарантии прав граждан на получение общего образования, большое внимание уделяется строительству учреждений образования, модернизации образовательной инфраструктуры, поддержке одаренных детей, совершенствованию учительского корпуса, здоровьесбережению подрастающего поколения.

Учитывая объективные потребности, в районе ведется работа по продвижению профильного образования, связанного с точными науками. Мы понимаем, основы инженерного (технического) образования – а именно такие специалисты сегодня, да и в ближайшем будущем будут остро нужны стране – закладываются именно в школе. Именно поэтому Главой администрации Муниципального района Мелеузовский район принято решение об открытии  Технического лицея для одаренных детей, который будет оснащен современным оборудованием, что станет технической основой наработки и апробации среды и технологии smart – образования для всех школ района.

Новые стандарты, технологии обучения, информатизация образования влекут за собой неизбежную потребность в людях, которые смогут нестандартно подходить к решению той или иной проблемы, смогут вынести инновационное содержание за рамки школьного образования во все сферы жизни. Эту потребность возможно удовлетворить путем не столько сохранения, сколько развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Один из показателей эффективности работы школы – это результативность участия школьников в предметных олимпиадах всех уровней. Именно олимпиадное движение создает для учащихся здоровую конкурентную среду, условия для развития и проявления творческой индивидуальности. По итогам прошлого года район вошел в десятку лучших среди муниципальных образований по результативности участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (9 обучающихся нашего района заняли призовые места). 20 одаренных детей ежегодно становятся стипендиатами Главы Администрации муниципального района за достигнутые успехи в учебе, спорте, творчестве.

В условиях информационной среды ведущим направлением нашей работы является изменение содержания деятельности учителя – на новой психолого-педагогической основе создавать электронные образовательные ресурсы и многовариативно осуществлять управление учебной деятельностью учащихся. Решению именно этой задачи подчинена работа по организации экспериментальных площадок на базе гимназий №№ 1, 3 и 9, лицея №6, СОШ №№ 4 и 8, открытых под научным руководством ученых БГПУ им. Акмуллы.

Проведенный в ходе открытия опытно-экспериментальных площадок мониторинг показал, что в ближайшее время необходимо реализовать следующие направления работы:

·  нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;

·  конкурсная поддержка образовательных организаций и педагогических работников, в полной мере реализующих программы по работе с одаренными детьми;

·  развитие инфраструктуры по работе с одаренными детьми и молодежью (усиление связи образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования).

Стратегической задачей системы образования Муниципального района Мелеузовский район на ближайшие годы является построение системы выявления и развития молодых талантов.

В этой системе предусмотрено:

·  выход работы с одаренными детьми за привычные рамки школьных и муниципальных олимпиад;

·  широкий охват детей системной многоуровневой работой по различным программам;

·  последовательное сопровождение детей, проявивших одаренность в той или иной степени;

·  постоянное повышение квалификации всего педагогического состава.

В работе с одаренными детьми в основном используются две стратегии выявления и развития способностей учащихся – экстенсивная и интенсивная.

Экстенсивная стратегия менее затратна по времени,  менее требовательна к использованию новых технологий. Именно эта система была основой для работы с одаренными детьми несколько лет назад. Она базируется на выявлении способностей по реальным достижениям и обеспечивает развитие за счет проведения в школе занятий более высокого уровня (лицеи и гимназии, а также с помощью приглашенных сторонних преподавателей). Результативность такой стратегии достигала не более 10-30 процентов от общего числа детей, охваченных системой образования.

В настоящее время только интенсивная стратегия сможет существенно повысить уровень работы с одаренными детьми. Интенсивная стратегия осуществляет выявление способностей детей по их потенциалу, обеспечивает развитие ребенка с учетом его индивидуальной мотивации; результативность данной стратегии составляет 50-70 процентов.

В связи с введением новых образовательных стандартов, как в начальной, так и в средней школе, а также с формированием нового социального образовательного заказа необходимой является система поддержки одаренности интенсивного типа.

В этом учебном году образовательный процесс в 1-3 классах осуществляется на основе новых стандартов для 2933 учеников начальных классов, продолжается обучение в экспериментальном режиме в трех четвертых классах, одиннадцати пятых и трех 6-х классах. В настоящее время уже можно говорить о том, что в классах, где реализуются ФГОС, активизировалась учебная и внеурочная деятельность: дети более открытые, раскрепощенные, аргументировано высказывают свое мнение, умеют работать в группах, проводят самооценку итогов своей деятельности.

В целом мы видим, что дети больше работают самостоятельно, активно участвуют и занимают призовые места в школьных, муниципальных конференциях, олимпиадах, полиолимпиадах, Общероссийском марафоне учащихся по 6 предметам, Международной игре - конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех», Общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус», Всероссийских конкурсах «Я – исследователь», «Кенгуру» по математике, муниципальных конкурсах творческих работ,  конкурсах чтецов. 

Для построения и эффективного функционирования интенсивной системы поддержки одаренности необходимы:

·  создание системы непрерывного социально-педагогического сопровождения не только одаренных детей, но их родителей;

·  подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрение нового опыта в практику работы образовательных учреждений и систему повышения квалификации педагогов [3];

·  обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми;

·  создание системы информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Таким образом, реализация комплекса мер по выявлению и поддержке одаренных детей является важным сектором образовательного пространства Мелеузовского района, который определяет основные направления специалистов отдела образования.

Сегодня уже можно подвести некоторые итоги работы с талантливыми и одаренными детьми в 2013 году, за которыми стоит труд огромного количества людей. К настоящему времени более 80% учащихся района и города охвачены олимпиадным движением различного уровня, в том числе наши учащиеся – победители и призеры Акмуллинской олимпиады. Педагоги активно применяют дистанционные формы и новые технологии обучения и консультирования одаренных детей.

Исходя из вышеизложенного, в современном образовательном пространстве ученик становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение. Таким образом, ответственность учителя, которая во все времена была исключительной,  возрастает вдвойне.

Отношения учителя и ученика представляют собой «перенос порядка», формы организации деятельности ребенка, соответствующих «идеальной форме среды», которая тем самым становится, по выражению Л.Выготского, функцией личности ребенка, его внутренним достоянием. Здесьактивность ученика заключается в том, что он отбирает предложенную ему форму порядка в соответствии со своими возможностями, склонностями, создавая субъективный взгляд на эту форму взаимодействия. Представленность среды во внутреннем отношении к ней ребенка Л.С.Выготский назвал «переживанием», «единицей анализа отношения ребенка со средой». Результатом переживания должны стать такие внутренние изменения, которые вновь потребуют активности, обращения к «идеальной форме среды» [2].

К сожалению, многие современные программы, предлагающие пути развития образовательных систем, в большинстве своем недостаточно связаны с условиями развития личности школьника и не затрагивают его внутреннее пространство.

Сформированное с учетом психологических особенностей индивида образовательное пространство выстраивается поэтапно, и каждый этап решает определенные учебно-воспитательные задачи, которые соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении школьника. По мнению Ю.К.Бабанского, «в субъектном исполнении и обусловленности педагогического процесса должны быть видны реальные субъекты: педагоги и учащиеся» [1].

Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) факторы и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Мы можем наблюдать, как глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Среди целей и задач образовательной политики наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых БГПУ им. Акмуллы и педагогов Мелеузовского района по подготовке личности, способной интегрировать в современный высокотехнологичный мир знаний и информации. Следует учесть, что по результатам исследований ряд ученых пришли к выводу, что одаренные дети – это не 1-3%, как утверждалось ранее, а 20-30% от общей возрастной  выборки. Поэтому в современной школе необходима организация обучающей деятельности, нацеленной на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для всех детей.

Новые стандарты, технологии обучения, информатизация образования влекут за собой неизбежную потребность в людях, которые смогут нестандартно подходить к решению той или иной проблемы, смогут вынести инновационное содержание за рамки школьного образования во все сферы жизни. Эту потребность возможно удовлетворить путем не столько сохранения, сколько развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Можно быть уверенными, что в школьном образовании не произойдут качественные изменения, если работающие в нём люди не будут адекватно понимать его нынешнее состояние и пути перехода в новое, а также не воспримут перемены как свой личный интерес. Это демонстрирует весь предыдущий опыт преобразований системы образования, и не только в нашей стране. В современных условиях необходимо, чтобы в каждом образовательном учреждении существовал механизм саморазвития, который обеспечивал бы непрерывность процесса улучшения результатов образования. И выявление, сопровождение одаренных детей – одно из важнейших составляющих всего образовательного процесса. Подобное сотрудничество поможет разработать и внедрить специальные методики, инновационные технологии, учебные программы по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст]. – М.: Педагогика, 1989.

2.  Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения [Текст] // Собрание сочинений. Т. 1. – М.: Просвещение, 1982. – С. 245-202.

3.  Кашапова, Л.М. Аналитико-прогностический центр как координатор совершенствования системы общего и профессионального педагогического образования в Республике Башкортостан [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. – №2 (21) – 2009. – С. 74-83.

4.  Научная библиотека Кибер Ленинка:  http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-deyatelnost-po-rabote-s-odarennymi-detmi-v-gimnazii