Акмуллинская олимпиада

ЛЕКСИКА ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ

Новоженина Марина Николаевна,11 б класс, МОБУ СОШ № 1, г. Мелеуз

Научный руководитель: Телина Анастасия Павловна, учитель русского языка и литературы

Актуальность исследования определяется следующим: в настоящее время выходит много периодических печатных изданий, которые конкурируют между собой. Визитной карточкой газет являются заголовки статей, призванные привлечь читателя и заинтересовать его. Выбор журналистами лексических средств в качестве заголовка – почва для исследования.

«Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, мыслям просторно», – писал Максим Горький.

Экономное и точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики. Особенно важна яркость и точность для заголовка, ведь заголовок – первое, с чем сталкивается читатель газеты, первое, на что обращает внимание. Визитной карточкой газет являются заголовки статей, призванные привлечь читателя и заинтересовать его. Заголовок – лицо всей газеты, он влияет на популярность и конкурентоспособность издания.

В настоящее время выходит много периодических печатных изданий, которые конкурируют между собой. Выбор журналистами лексических средств в качестве заголовка – почва для моего исследования.

Для написания данной исследовательской работы были изучены лексические средства, используемые журналистами в качестве газетных заголовков, проанализированы заголовки газет «АиФ», «Комсомольская правда», «Путь Октября», отобран и систематизирован материал, представляющий интерес с языковой точки зрения [1; 2].

Заголовок может обозначать тему и давать оценку изложенному материалу. Но главная функция заголовка в современной прессе: привлечь внимание читателя к публикации. Заголовок – главное слово, которое должно быть сказано чётко, ярко и осознанно. Заголовок должен быть таким, чтобы читатель сразу понял, что перед ним именно та статья, которая ему нужна. Статью с эффектным заголовком дочитают до конца восемь из 10 человек, тогда как статью с непродуманным заголовком – только один человек [3].

Таким образом, заголовок дает первоначальную информацию о тексте, он связан с тем или иным содержательным элементом: основной мыслью, тезисом, образом героя.

Литература

1.  Розенталь, Д.Ю., Голуб, И.Б. Секреты стилистики [Текст]. – М.: Айрис Рольф, 1996.

2.  Вакуров, В.Н. Фразеологический каламбур в современной публицистике [Текст]. – Русская речь. – 1994. – №6.

3.  Лазарева, Э.А. Заголовок в газете [Текст]. – Свердловск, 1989г.