I. НАУЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
БГПУ ИМ. М.АКМУЛЛЫ
ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ
Кашапова Л.М., д.п.н., проф., Арасланова А.Т., к.п.н., доц.,
Набиева Т.В., к.п.н., доц. БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа)
Динамика социально-экономической и общественной жизни российского государства свидетельствует о возрастающей необходимости своевременного анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов общества, среди которых центральное место занимает детская одаренность. В эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, выявление одаренных детей и целенаправленная работа с высоко мотивированными детьми является крайне важной и необходимой.
Вопросы одаренности волновали и волнуют многих, в частности они связанны и с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, с недостаточно развитым механизмом социальной поддержки талантливой молодежи [4; 7; 10; 15]. В истории исследования категории одаренности сложились четыре взаимодополняющие концепции [9]:
1. Понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих текстов; иногда сюда добавлялись мотивация и воля (Г.Мюнстерберг, Г.И.Россолимо, В.Мёде и Пиорковский, У.Штерн).
2. Отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А.Бине и У.Штерна, Г.Айзенка, Д.Векслера, Дж.Гилфорда).
3. Рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей; эта концепция была сформулирована Б. М. Тепловым и получила наибольшее распространение в нашей стране (Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицын, Э.А.Голубева, В.А.Крутецкий).
4. Соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской активности ребенка, в возможностях легкого и творческого учения, в способностях к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни.
В нашей стране, как в теоретическом, так и в прикладном плане, наиболее разработанными оказались проблемы специальных способностей. Для этих целей созданы и успешно работают специализированные школы – математические, музыкальные, спортивные и другие. Разрабатывались и реализовывались дидактические системы для развития умственных способностей, выявленных с помощью тестов [2]. В то же время проблема выявления и развития творческого потенциала детей разрабатывалась в меньшей степени. В самом общем виде одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий. Различают общую и специфическую одаренность [1]. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности (Дарвин, Ломоносов, Леонардо да Винчи). От специфической одаренности (математической, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Согласно исследованиям зарубежных и отечественных педагогов и психологов, для отбора одаренных детей, работы с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы [3; 8; 16; 18].
Обобщая сказанное, можно уточнить понятия одарённость и одарённый ребёнок. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, а одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Какого же ребенка считать одаренным? Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческо-продуктивного мышления, академических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе), общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере [11].
На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что одаренность различают: по широте проявления – общая и специальная; по предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская и т. д.; по интенсивности проявления – повышенная готовность к обучению; одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды); по виду проявления – явная и скрытая (не проявившаяся); по возрастным особенностям проявления – стабильная или преходящая (возрастная); личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.
Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Помимо этого целесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики; в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью (дисинхронией) в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т. п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им психологической помощи и поддержки.
Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основания их предполагать. Почему такое возможно? Во-первых, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще многого не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, «вспыхнуть» и «разгореться» при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. В-третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации личности [14].
Английский ученый Г. Ревеш считает, что таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путём развития и воспитания юных талантов, для этого необходимо их раннее узнавание. Раньше всего, по его мнению, в ребенке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО – к концу периода зрелости к началу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту между 17-20 годами [12].
Исследование одаренности имеет особое значение в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются, но и развиваются. Период между 12 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность. Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись скорее всего о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одаренность.
На сегодняшний день большинство психологов и педагогов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать как потенциал психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, однако, в отличие от одаренности взрослого человека, следует учитывать специфику детской одаренности:
· детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития;
· под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и др. возможно угасание признаков детской одаренности;
· динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде рассогласованности психического развития (по одним признакам ребенок идентифицируется как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии);
· детскую одаренность трудно отличить от обученности (степени социализации), результата благоприятных условий жизни данного ребенка.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Следует помнить, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут исчезнуть. Учет этого обстоятельства важен при организации практической работы с одаренными детьми. Исходя из этого, непосредственно в работе с детьми вместо понятия одаренный ребенок лучше использовать понятие признаки одаренности ребенка или ребенок с признаками одаренности.
Учителю важно помнить, что одарённые дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время их психологические особенности, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания. Для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом [17].
Для них главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей. В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:
· развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей;
· создание условий для развития творческой личности;
· развитие индивидуальности одаренного ребенка;
· обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
В обучении одаренных рекомендуется применяться четыре подхода к разработке содержания учебных программ:
· Ускорение (позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития).
· Углубление (эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности, предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания).
· Обогащение (ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами и у детей остаётся достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности).
· Проблематизация (предполагает стимулирование личностного развития учащихся и способствует формированию у них личностного подхода к изучению различных областей знаний и рефлексии через изучение обогащенных программ, либо специальных внеучебных программ).
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, развития познавательных способностей и личностных качеств. Безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, которые имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Эти методы эффективны для развития творческого мышления, познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.
Выше сказанное отражает целостный подход к сложному и много аспектному явлению детской одаренности. Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу. В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже проявившимся, каким либо видам одаренности, но результаты массовой образовательной практики диктуют необходимость специальных, научно обоснованных методов работы с одарёнными детьми с учётом проявления их разной одарённости.
Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей дан с целью ориентации психолога и преподавателя на причины, порождающие эти проблемы, а также характер необходимой помощи. Выявление, развитие и обучение одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Реализация такого подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы их подготовки, ибо основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми – стратегия, содержание, формы и методы – должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации, о чём сказано в Профессиональном стандарте педагога, утверждённом приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. Исходя из этого положения, в процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов:
1) наличие профессионально-личностной позиции педагогов;
2) организация психолого-педагогического и профессионально-личностного характера образования педагогов;
3) создание системы консультирования и тренингов, как эффективной формы для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;
4) важность развития профессионального мастерства педагогов через систему факультативов, кружков, секций;
5) необходимость демократизации и гуманизации, создания творческой и свободной атмосферы в процессе учения;
6) осуществление преемственности в педагогов разноуровневых образовательных ступеней (педагоги дошкольного, школьного и дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т. п.);
7) учёт особенностей контингента учащихся (возраста, состояния здоровья, особое внимание специфическим группам одаренных детей –сиротам, инвалидам и др.);
8) необходимость целевой профессиональной и постпрофесиональной подготовки, дальнейшего формирования профессионального опыта работы;
9) учёт специфики образовательной инфраструктуры.
Современная система подготовки педагогов может строиться по принципам: единства и дифференциации общепрофессионального и предметно-профильного образования, этапности обучения, единства теоретической и практической подготовки [5]. Безусловно, подготовка специалистов, работающих с одаренными детьми, должна сочетать теоретическую и практическую направленность с преобладанием практико-ориентированной готовности будущего педагога. Реализация данного принципа предполагает тесную связь педагогических вузов с общеобразовательными учреждениями. А именно, открытие на их базе проблемных опытно-экспериментальных площадок, где может проводиться стажировка студентов по работе с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов.
Следует отметить руководящую и инициативную роль Васильева Леонида Ивановича, начальника Отдела образования Администрации муниципального р-на (МР) Мелеузовский р-н Республики Башкортостан (РБ), канд. пед. наук, доцента, докторанта кафедры педагогики БГПУ им. М.Акмуллы в открытии сетевой экспериментальной площадки в г. Мелеуз (шесть образовательных учреждений) в свете последних требований нормативно-законодательных документов в области общего и профессионального образования. В качестве научных руководителей во всех площадках выступают представители профессорско-преподавательского состава педвуза.
В частности, по проблеме работы с одаренными детьми авторами данной статьи ведётся научное руководство опытно-экспериментальными площадками БГПУ им. М.Акмуллы на базе МБОУ Башкирская гимназия № 9 им. Кинзи Арсланова (директор Малабаева Т.Х.) иМБОУ СОШ № 8 (директор Комиссаров С.Ф.) (МР) Мелеузовский р-н Республики (РБ).
С целью выявления одаренных детей, привлечения учащихся к интеллектуальному труду в различных областях науки и техники, привития им навыков работы с научно-исследовательскими материалами мы сообща в 2013-2014 учебном году проводим Республиканскую научно-практическую конференцию учащихся «Путь в науку» (заочный этап с 16.10.2013 до 26.01.2014), очный этап 26 февраля 2014 г. на базе образовательных учреждений г. Мелеуз (см. приложение 1).
В 2013 года в БГПУ им. М.Акмулы открыт Центр развития одаренности школьников являющийся структурным подразделением вуза в целях оказания образовательных, консалтинговых, научно-методических услуг школьникам, педагогическим работникам и родителям по поддержке интеллектуального, творческого развития одаренных детей.
Центр совместно со структурными подразделениями
университета, в том числе и с общеуниверситетской кафедрой педагогики
(заведующий – д.п.н., проф., ректор, Асадуллин Р.М., заместитель – к.п.н.,
проф.
Сытина Н.С.):
- проводит дистанционные олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, викторины, предметные школы для школьников.
- организует психолого-педагогическую поддержку развития одаренности школьников;
- организует научно-методическую помощь учителям, работающим с одаренными школьниками;
- организует консультативную помощь родителям в вопросах воспитания детей;
- координирует вопросы научно-педагогического обеспечения развития одаренности школьников;
- оказывает образовательным учреждениям и органам управления образованием методическую помощь.
Авторы данной статьи, как представители названной кафедры, осуществляют комплекс работ в данном направлении, а именно и проведение Конференции «Путь в науку», основными задачами которой определены: создание условий для реализации способностей учащимся, вовлеченным в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение их к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, техники и культуры; развитие творческого мышления, умения и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, проектной деятельности, расширение теоретических знаний и необходимых исследовательских умений; определение перспектив работы научных обществ учащихся; осуществление профориентационной работы среди выпускников школ и привлечение их в качестве абитуриентов и будущих студентов педуниверситета.
В конференции принимают участие обучающиеся 9-11 классов, которые представили научные, исследовательские, проектные и творческие работы по направлениям:
· естественнонаучное(математика, физика, химия, биология и экология, география, астрономия, информатика, компьютерные технологии);
· гуманитарное(историческое краеведение, русский язык, литературоведение, иностранные языки);
· художественно-эстетическое (мировая художественная культура, изобразительное искусство, технология, физическая культура, культура Башкортостана).
Конференция проводится в два этапа: 1 этап – заочный, по результатам которого юные исследователи, не прошедшие в следующий этап, получают сертификаты участников; 2 этап – очный, по результатам которого конкурсанты, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются дипломами I, II, и III степеней, а также определяются три обладателя Гран-при по одному в каждом направлении.
В Башкирском Государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы за последние годы во всех структурных подразделениях преподавателями и студентами (бакалавры и магистры), аспирантами ведется достаточно активная работа по организации деятельности, направленной на развитие детской одаренности школьников Республики Башкортостан. В частности, в рамках подготовки педагогов к работе с детьми в области музыкально-эстетического и художественного образования с детьми, проводится системная работа со студентами музыкального отделения Института педагогики вуза (директор д.п.н., проф. Гуров В.Н.) [6].
Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. Поэтому появляются образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление, обучение, развитие детей, проявляющих неординарные способности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования [Текст]. – Екатеринбург, 1992. – 128с.
2. Доровский, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст]. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
3. Доровский, А.И. 100 советов по развитию одаренности детей [Текст]. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997.
4. Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза [Текст]: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией к. психол. н. А.С.Обухова. – М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. – 544с.
5. Кашапова, Л.М. Аналитико-прогностический центр как координатор совершенствования системы общего и профессионального педагогического образования в Республике Башкортостан [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. – №2 (21) – 2009. – С. 74-83.
6. Кашапова, Л.М. Непрерывное этномузыкально-педагогическое образование в целостной национально-региональной образовательной системе [Текст]: Монография.– Уфа: БГПУ им. М.Акмуллы, 2008. – 292с.
7. Кушчетеров, А.В. Олимпиада и научная конференция [Текст]: [как формы подведения итогов исследовательской деятельности школьников] / А.В.Кушчетеров, Н.М.Михайлова // Школьные технологии: науч.-практ. журн. – 2008. – № 5. – С. 47-49.
8. Кэрол, Тэкэкс. Счастливые родители одаренных детей. Одаренность: выявление и развитие [Текст] / Пер. с англ. Д.А.Линника, А.Г.Мкервали. – М.: Изд-во Прогресс, 1991. – 376с.
9. Матюшкин, А.М. Одаренность и творчество [Текст] // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. М., 1997.
10. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст]. – М., 1977. – 374с.
11. Одаренные дети: пер. с англ. [Текст] / Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого- М.: Прогресс, 1991. – 376с.
12. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Изд. 2-е, перераб., доп. / Марютина Т.М., Лейтес Н.С., Бабаева Ю.Д. / Под ред. Лейтеса Н.С. – М.: Академия, 2000. – 336с.
13. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220с.
14. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 232с.
15. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении [Текст]: Учебно-методическое пособие для учителей / Под общей ред. А.П.Тряпицыной. – С-Пб.: КАРО, 2005. – 96с.
16. Холер, К. Психология одаренности детей и подростков [Текст]. – М.: Academia, 1996. – 416с.
17. Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники [Текст]. – М.; Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2008. – 212с.
v18. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики [Текст]. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. – 368с.