Акмуллинская олимпиада

ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА МАЯКОВСКОГО

Мансурова Алия,Третьякова Юлия, 11А класс, МОБУ «Гимназия №1», г. Нефтекамск

Научный руководитель: Спирякова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы

Богатым на языковые опыты, в том числе в области словообразования, был “серебряный век” русской литературы начала 20-го столетия. Он объединил вокруг себя писателей и поэтов разных направлений, таких как символизм, акмеизм, футуризм. Поэзия серебряного века - это попытка отыскать сплав жизни и творчества. Поэты обновляли русское стихосложение на всех уровнях: литературоведческом, идейно-тематическом, а также языковом.

Владимир Маяковский известен как поэт-новатор, создатель окказионализмов. Маяковский в своем словотворчестве исходил из действительных законов исторической грамматики русского языка. Он искал новые словообразования для достижения большей выразительности поэтической речи. Осуществлялось это новаторство самыми разнообразными способами. Мы исследовали лексические окказионализмы, взятые из поэмы Владимира Владимировича Маяковского «Облако в штанах», а так же окказионализмы в стихотворениях поэта. К примеру, в поэме «Облако в штанах» мы насчитали 74 окказионализма [1].

В особенности плодотворным в отношении словоновшеств было такое литературное течение “серебряного века”, как футуризм, представителем которого является Владимир Маяковский. Материалы данной работы вносят определенный вклад в изучение окказиональной лексики. Выводы, содержащиеся в  ней, могут быть применены для дальнейшего изучения окказионализмов. Некоторые положения могут стать полезны для углубления тем школьного курса русского языка и проведения факультативов. 

Маяковский в своем словотворчестве исходил из действительных законов исторической грамматики русского языка. Он искал новые словообразования для достижения большей выразительности поэтической речи.

Поэт был настоящим мастером в создании окказиональных слов: используемые им словообразовательные модели разнообразны, семантика создаваемых слов индивидуальна и образна, а степень эмоционально-экспрессивного воздействия их на читателя чрезвычайно высока [2].

Литературa

1.  Маяковский, В. Стихотворения. Поэмы. Проза: Соч. в 2х томах [Текст]. – М.,1987.

2.  Прудников, А.В.Методика изучения грамматики в школе [Текст]. –М., 1977.