Акмуллинская олимпиада

ПРОЗВИЩА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 8

Любишева Евгения,10 класс МОБУ СОШ №8, г. Мелеуз Научный руководитель: Пучкина Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы

Моё имя Евгения. В переводе с греческого означает «высокородная», «благородная», дословно это имя переводится как «с хорошими генами». Фамилия – Любишева. В словаре русских фамилий она имеет два объяснения: 1) основой фамилии послужило мирское имя Любиш. Мирское имя Любиш образовано от прилагательного «любимый». Скорее всего, таким именем родители ласково нарекли своего долгожданного, желанного ребенка; 2) в основе фамилии Любишев лежит не имя, а прозвище Любиш, которым прозвали всеми уважаемого человека, приятного гостя, интересного в общении мужчину.

А ещё у меня есть дюжина разных прозвищ: Женёк, Еня, Эжэн, Жека, Любиш, Евга, Любша и др. Может быть, именно с выяснения первоначальной семантики моих официальных и вторичных номинаций я заинтересовалась этимологией собственных наименований и выяснила, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика (из греч. яз. onomastike – «искусство давать имена», onomastikos – «относящийся к имени»), в которой есть раздел антропонимика, где изучаются имена и прозвища людей.

Имена и прозвища занимают особое место в языке, они служат для наименования предмета или лица. Это одна из распространенных и важных функций языка, которой пользуется каждый человек в течение всей жизни. И очевидна необходимость изучения, научного осмыслния этой функции. Поэтому, желая совершенствоваться в изучении родного языка, я решила исследовать причины возникновения прозвищ в школьной среде, которые являются часто причиной разногласий и раздоров одноклассников, создают трудности в общении, т.к. школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Прозвища школьников многогранны и разнообразны. Это требует их классификации, что и обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Прозвища учеников МОБУ СОШ № 8 г. Мелеуз».

С целью выяснения, какое место прозвища занимают в жизни современного школьника, было проведено анкетирование 420 обучающихся 3-10 классов СОШ № 8. Анкета включала следующие вопросы: 1. Есть ли у тебя прозвище? Какое? Нравится ли оно тебе? 2. Назови прозвища одноклассников? 3. Нравится ли тебе придумывать прозвища? и др. Анализ содержания ответов показал, что 53,8% опрошенных ребят имеют прозвища и об этом знают, 11,6% не догадываются о своих прозвищах, 34,6% – считают, что не имеют и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голанова, Е.И. Как возникают слова [Текст]. – М., 1989.

2. Горбаневский, М.В. В мире имен и названий [Текст]. – М.,1983.

3. Кодухов, В.И. Рассказы о синонимах [Текст]. – М.,1984.