Акмуллинская олимпиада

Резолюция

Республиканской научно-практической конференции

обучающихся 9-11 классов «Путь в науку», 26 февраля 2014 года

Республиканская научно-практическая конференция обучающихся «Путь в науку» организована Центром развития одаренности школьников, Экспертным советом по экспериментальным площадкам и кафедрой педагогики ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» совместно с Отделом образования Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ и общеобразовательными учреждениями г. Мелеуз.

В Конференции, которая состоялась в два этапа, первый – заочный (27 января 2014г.) и второй – очный (26 февраля 2014г.), приняли участие около 230 ведущих опытных педагогов Башкортостана – научных руководителей и 230 молодых, талантливых исследователей, обучающихся 9-11 классов, более 20 представителей педагогического университета им. М.Акмуллы (студенты, аспиранты, профессорско-преподавательский состав, представители ректората).

Большую активность проявили общеобразовательные учреждения из девяти городов (Баймак, Белебей, Давлеканово, Ишимбай, Кумертау, Мелеуз, Нефтекамск, Октябрьский, Салават) и шестнадцати муниципальных районов (Альшеевский, Баймакский, Бакалинский, Белебеевский, Ермекеевский, Кармаскалинский, Краснокамский, Красноусольский, Мелеузовский, Мечетлинский, Салаватский, Туймазинский, Уфимский, Учалинский. Хайбуллинский, Чишминский) Республики Башкортостан.

Заслушав пленарные доклады, обсудив позитивный опыт организации исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях республики по художественно-эстетическому, гуманитарному и естественно-научному направлениям, участники Конференции отметили, что исследовательская деятельность учащихся как один из механизмов повышения качества образования получает обоснование на уровне государственных нормативных документов Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Понятие «исследовательская деятельность» вошло в Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, Президентскую инициативу «Наша новая школа», Всероссийскую научно-социальную программу для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» и др.

В настоящее время целесообразно говорить о научно-практическом образовании, объединяющем исследовательскую, проектную деятельность, научно-техническое творчество учащихся, основные задачи которого – развитие субъектной позиции учащихся, формирование научной картина мира, развитие навыка создания и осуществления проектов, освоение элементов научного метода познания, приобретение технических и технологических знаний и навыков, мотивация на профессиональное самоопределение в области науки и техники, развитие навыков рефлексии собственной деятельности.

Соответственно, важное значение приобретают вопросы сопровождения, наставничества и психолого-педагогической поддержки учителями – научными руководителями исследовательской деятельности своих подопечных – обучающихся школ или учреждений дополнительного образования детей и юношества. А это уже требует изменения содержания профессиональных требований к выпускникам педагогических вузов и деятельность молодых педагогов должна быть направлена на создание сферы взаимодействия учителя и ученика, построение уникальной поисковой, а не репродуктивной образовательной среды с открытыми вопросами и новыми способами действия.

Таким образом, рекомендуется

1. Учредителю Республиканской научно-практической конференции обучающихся «Путь в науку» (БГПУ им. М.Акмуллы) организовать ежегодное проведение Конференции и по итогам работы публиковать лучшие проекты молодых исследователей.

2. Руководителям ОУ оказывать моральную и материальную поддержку педагогам – научным руководителям исследовательских работ, достигших высоких результатов во всероссийских, региональных и муниципальных мероприятиях по исследовательской деятельности учащихся и студентов.

3. Руководителям, организаторам, участникам Конференции:

а) для формирования единого подхода к организации исследовательской деятельности в разноуровневаых образовательных учреждениях республики рекомендовать создание Координационного совета при Центре развития одаренности школьников и кафедре педагогики БГПУ им. М.Акмуллы;

б) продолжить развитие системы информационного обмена между участниками, расширять сферу взаимодействия заинтересованных специалистов;

в) обобщать и транслировать инновационный опыт образовательных учреждений по организации исследовательской деятельности учащихся;

г) стимулировать создание объединений учёных, методистов, педагогов, разрабатывающих электронные ресурсы, учебно-методические материалы по организации исследовательской деятельности, основанные на методологии Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения;

д) участвовать в разработке и содействовать внедрению программ высшего профессионального образования по подготовке руководителей исследовательской деятельности учащихся в средних и высших педагогических учебных заведекниях и в системе повышения квалификации работников образования; содействовать развитию системы дистанционного образования в этой области;

е) активизировать интерес и потребность учащихся к проектно-исследовательской и творческо-поисковой деятельности через участие в конференциях, конкурсах, форумах школьного, районного, республиканского, всероссийского и международного уровней и т.д.

Оргкомитет

Уфа-Мелеуз,

26 февраля 2014г.