Акмуллинская олимпиада

ПОДВИЖНИЧЕСКИЙ ТРУД ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (О СОЗДАТЕЛЕ УНИКАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ЮМАТОВО

Сургучева Анастасия, 9В класс МОБУ СОШ № 8, г. Мелеуз

Научный руководитель: Ихтисамова З.Г., учитель русского языка и литературы

Актуальность исследования. В условиях современности и тяги к постмодернизму, происходит активное обращение к архаическим образам, которые некогда так щедро заполняли коллективное сознание народов и которые исторически так мощно воплотились в традиционном народном творчестве. «Самое близкое искусство» – так просто определил суть народного искусства – пластического фольклора – известный в отечественном искусствознании его исследователь (на материалах русского искусства) А.Б. Салтыков. Философскому осмыслению феномена крестьянского искусства посвятил свои работы еще в самом начале ХХ в. Ф.Ницше, называя его «человеческим, слишком человеческим искусством».

Быть может, в суете, текучести повседневной, обыденной жизни, утратившей свою устойчивость, мы переживаем теперь ностальгию по вечности? А это вечное – в нашем прошлом. И музей, созданный Зыряновыми в Юматово, является символом того вечного, настоящего, к которому всегда будет стремиться человек. Опоэтизированное крестьянское искусство мы находим в этом музее.

Моя работа, посвященная жизни и творчеству талантливого человека, нашего современника – Н.С.Зыряновой, основана на фактических материалах и носит просветительский характер. Вся жизнь Натальи Сергеевны – это подвижничество, вместе со своим мужем она создала уникальный музей в п. Юматово. Мне посчастливилось встретиться человеком, который был знаком с ней. Это Замина Сагитовна Садыкова, учитель математики, из слов которой я узнала много интересного о судьбе Н.С.Зыряновой.

Цель исследования:изучить историю создания«Юматовского этнографического музея»

Задачи исследования: пролить свет на страницы биографии основателей музея; изучить историю создания музея; совершить путешествие в музей этнографии и народов Башкортостана в п.Юматово

Методы исследования: анализ публикаций, материалов СМИ по данной теме, опрос, интервью, обработка полученных материалов.

Практическая значимость работы: материалы исследования можно использовать на уроках МХК, литературы, ИКБ, чтобы прививать любовь к истории, родной земле.

В рамках эксперимента мы обратились с вопросом «знают ли о существовании этнографического музея в п. Юматово?» к 39 ученикам и 35 учителям нашей школы. Все ученики ответили «нет», 3 учителя – слышали, 2-е посетили, 30 – ответили «нет». Мы решили, что нужно исследовать эту тему и познакомить всех с уникальны музеем и его создателями.