Акмуллинская олимпиада

ЦВЕТЫ НА СТРАНИЦАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Куприянова Арина, 11 класс МОБУ Гимназия № 3, г. Мелеуз

Научный руководитель: Юсупова Эльвира Рафиковна, учитель русского языка и литературы

Актуальность исследования. С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о Новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох так или иначе затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты [2; 4].

Учитывая, что цветы сопровождают нас всю жизнь: рождение человека, поздравление, в радости и горе – они всегда с нами, я выдвинула гипотезу: красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера, что должно подтвердиться и в произведениях художественной литературы.

Цель исследования: выявить особенности цветов как деталей в литературных произведениях.

Задачи исследования: 1. Изучить отношение обычных людей, писателей, поэтов к цветам. 2. Проследить взаимосвязь понятий «литература – цветы». 3. Провести анализ метафорических роз в творчестве Пушкина.

На земле тысячи, десятки тысяч цветов и у каждого свой характер, своя история, своя сказка. Нам с вами не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать прелесть и красоту их ценили с незапамятных времён. А много ли среди нас людей, которые действительно любят и ценят это чудо природы? Чтобы ответить на этот вопрос, я провела опытно-экспериментальную работу в школе [1; 3]. Изучив литературные произведения, проведя анкетирование и опрос респондентов, пришла к выводу, что цветы играют немаловажную роль в жизни человека, на страницах художественной литературы, а в пушкинской поэзии, цветы, являясь одним из лирических компонентов, составили главное «жизни мирной». Они – символ чистоты, радости, счастья и любви, вечный источник вдохновения. И тот, кто не способен радоваться и удивляться этим волшебным творениям природы – слепец. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Самсонов, С.И. Читаем, учимся, играем [Текст]: Сборник сценариев для библиотек. Вып.3 / Под ред. Т.Ю.Павловой. – М.: Либерея, 1997. – 128с.

2.  http://parnasse.ru/news/konkurs-vals-cvetov.html

3.  http://festival.1september.ru/articles/502771/

4.  http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6705/