Акмуллинская олимпиада

ТАЛАНТ – ОТ БОГА, РЕАЛИЗАЦИЯ ТАЛАНТА – ОТ ЧЕЛОВЕКА
(Из опыта работы с одаренными детьми)

Малабаева Т.Х., директор МОБУ Башкирская гимназия № 9 им. К.Арсланова, г. Мелеуз,

Калимуллина И.З., заместитель директора щколы по учебной работе

Проблема одаренности в нашей стране в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, с развитием образования, которому присуще унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которых ориентировано традиционное обучение.

«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности» [3].

Из такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных, таким, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности. Поэтому при организации работы с одаренными детьми в условиях образовательной системы школы речь всегда идет о создании непрерывной образовательной среды, которая обеспечит возможность выявления, развития и проявления творческой активности какодаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности [5].

Выявление и поддержка талантливых детей, создание условий для максимального развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся является одной из центральных задач педагогического коллектива гимназии. В 2013 году на базе нашего образовательного учреждения открыта опытно-экспериментальная площадка совместно с МАДОУ Башкирский детский сад № 15 «Гузель» и ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном комплексе «ДОУ – гимназия», под руководством доктора педагогических наук, профессора Кашаповой Ляли Мухаметдиновной и кандидата педагогических наук, доцента Араслановой Алии Талгатовны. Целью экспериментальной площадки является обеспечение преемственности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном комплексе «ДОУ-гимназия».

В гимназии создана среда, предоставляющая учителям возможность в сотрудничестве с преподавателями БГПУ им. М. Акмуллы открыть и максимально развить все лучшее, что заложено в ребенке природой. На начальном этапе работы экспериментальной площадки был намечен план мероприятий по выполнению программы работы с одаренными детьми. Данная программа ориентирована на основные положения и содержание президентской программы «Одаренные дети».

В связи с этим основными направлениями работы с одаренными детьми педагогического коллектива гимназии стали, следующие задачи [2]: выявление одаренных детей с использованием различных диагностик; разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми; повышение квалификации педагогов и подготовка их, к работе с одаренными детьми; координация действий учителей, работающих с одаренными детьми; проведение тематических педсоветов, психолого-педагогических семинаров по проблемам работы с одаренными детьми; организация и проведение занятий с одаренными детьми; мониторинг результативности с одаренными детьми; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам; учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их склонностей и интересов; создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных и способных детей; оформление в методическом кабинете тематической папки «Одаренные дети».

В целях реализации программы экспериментальной площадки деятельность гимназии с учащимися данной категории предполагает работу с детьми общей одаренности, и в этом случае используются самые разнообразные формы. Выявление одаренных детей проходит в ходе учебно-воспитательного процесса на основе оценок школьной успеваемости, результатов полученных на различных конкурсах, на основе характеристик, составленных по наблюдениям классных руководителей. К выявлению одаренных детей привлекается психологическая служба города, которая использует в своей работе психометрические методы диагностики. В связи с кардинальными изменениями в образовании, связанными с введением компетентностного подхода к обучению, в гимназии активно пропагандируются и внедряются интерактивные методы работы с обучающимися. Основная часть учителей гимназии используют в своей работе не передачу готовых ЗУН обучающимся, а интерактивные методы работы, широко используя технологию формирования критического мышления [1].

Систематически проводится индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющими высокий уровень развития и способности в определенных областях деятельности. Разработаны конкурсы, турниры, направленные на выявление одаренных и талантливых детей. Под руководством учителей-предметников учащиеся гимназии выполняют научно-исследовательские работы, которые помогают рассмотреть, развить и реализовать способности учащихся. В целях комплексного развития творческих способностей, повышения эффективности методов обучения и воспитания, создания программы самоорганизации развития и осознанного выбора будущего образования в гимназии создана система, инициирующая и стимулирующая научно-исследовательскую работу учителей и учащихся через сотрудничество [4].

Важнейшей формой работы с одаренными обучающимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования. Комплексная системная работа с обучающимися с повышенными образовательными потребностями на основе современных технологий обучения приводит к неплохим результатам.

Ежегодно по итогам предметных школьных этапов олимпиад сформировываются команды для участия на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. За последние 5 лет 109 обучающихся стали призерами муниципального этапа предметных олимпиад, 21 – призерами республиканских олимпиад и конкурсов. За последние три года 4 гимназиста стали лауреатами всероссийских конкурсов. В 2012-2013 учебном году Алтынчурин Азат (7 класс) стал призером отборочного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории «Ломоносов» (входит в список олимпиад, утвержденных Минобрнауки РФ) и участником заключительного этапа олимпиады. Более 80 обучающихся стали победителями и· призерами всероссийских, республиканских, муниципальных олимпиад (в том числе дистанционных), соревнований, конкурсов. И этот год не стал для нас исключением: 15 учеников стали победителями, 14 – призерами. 10 обучающихся – победителей и призеров муниципального этапа стали участниками регионального этапа ВОШ. Гадеева Гузалия (11 класс) заняла 3 место на республиканской олимпиаде по башкирскому языку и литературе, Хамитова Зилара удостоена почетной грамотой МО РБ «За хорошие результаты по башкирскому языку и литературе». 

Новые формы работы с одаренными детьми предложил нам в этом году Центр развития одаренности при БГПУ: цикл интереснейших интернет-олимпиад и конкурсов по предметам, заочные и очные школы по развитию одаренности. Двое обучающихся гимназии в этом году прошли курсы очной школы развития одаренности при педагогическом университете: детям предложили лекции вузовских преподавателей, тренинги, в стенах вуза они получили возможность взглянуть на школьные предметы как на науки. Педагогический коллектив гимназии по праву гордится успехами учащихся, которые занимают призовые места на дистанционных олимпиадах олимпиад по различным предметам. Хотелось бы отметить успехи обучающихся нынешнего года гимназии: Рыскулов Марсель (8 класс) – победитель дистанционной олимпиады «Акмуллинская олимпиада» по математике, Гадеева Гузалия (11 класс) – победитель дистанционной олимпиады «Акмуллинская олимпиада» по русскому языку, Байгускарова Алия (9 класс) – призер дистанционной олимпиады «Акмуллинская олимпиада» по русскому языку, Шабанова Айгуль (11 класс) – победитель дистанционной олимпиады «Акмуллинская олимпиада» по праву, Алимгузина Алия (10 класс) - призер дистанционной олимпиады «Акмуллинская олимпиада» по истории, Зайнуллин Алмаз (2 класс) – призер всероссийской дистанционной олимпиады «Летописец» по математике, Очилдиева Нигора (2 класс) – призер всероссийской дистанционной олимпиады «Летописец» по математике.

Ежегодно обучающиеся гимназии добиваются хороших результатов во Всероссийской предметной олимпиаде «Олимпус», межрегиональной математической олимпиаде «Матлет», межрегиональной олимпиаде по информатике «КИТ» и «Инфознайка», международных игровых конкурсах «Кенгуру», «Золотое руно», «Британский бульдог», «Русский медвежонок». коло 15 % выпускников гимназии удостаиваются «золотых» и «серебряных» медалей. Более 80 % выпускников продолжают успешное обучение в высших учебных заведениях республики, страны.

Гордостью гимназии являются стипендиаты. За время существования гимназии многие воспитанники удостоены стипендии главы Администрации муниципального района Мелеузовский район. Среди них стипендиаты 2011 года – Ишкулов Гайса и Алимгужина Гузалия, 2012 года – Алтынчурин Азат, 2013 года – Ишмухаметова Динара и Гибадуллина Альфия.

В рамках реализации программы «Одарённые дети» успешно осуществляется исследовательская деятельность учащихся под непосредственным руководством педагогов-исследователей. Каждый год около 50 обучающихся охвачены исследовательской/проектной деятельностью в рамках работы Научного общества гимназии обучающихся «Найра», более 20 исследовательских проектов ежегодно представляются на муниципальной НПК обучающихся. Члены научного общества гимназии активно участвуют в республиканских НПК: «Ломоносовские чтения», «Ибрагимовские чтения», «Киекбаевские чтения» и др. и организуют проведение зональной НПК в гимназии «Приемники Кинзи Арсланова» с приглашением обучающихся инновационных образовательных учреждений южной зоны республики.

Гимназисты – самые активные участники различных творческих конкурсов. На республиканском конкурсе юных сказителей и исполнителей эпоса "Урал - батыр" в июне 2013 года команда участников гимназии получила грамоту за хорошие результаты. Обучающаяся Хамитова Алия награждена дипломом 3 степени на республиканском творческом конкурсе «В мире красок и мелодий». Ежегодно занимают призовые места и становятся победителями в муниципальных конкурсах «Рукотворное чудо», «Россыпи талантов», в Фестивале искусств и культуры народов республики.

В гимназии обучаются дети с самыми разносторонними способностями: к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистическими, литературными, художественными талантами – это Азнабаева Гульдания, Таштимеров Ильяс, Файзуллин Загир, Байбулатова Ляйсан, Багаева Розалия, Алимгужина Рузалия, Баназаров Алмаз, Алимгузина Алия, Хусаинова Миляуша, Байгускарова Алия и многие другие. Среди них много участников школьного ансамбля танца «Сулпан», вокального ансамбля «Сагыу тауыштар». Они являются неизменными участниками концертных мероприятий, проводимых на уровне гимназии, района, республики.

В жизни гимназии традиционно важное место занимает спорт. В развитии этого направления учителя гимназии сотрудничают с преподавателями  спортивной школы – ДЮСШ. Спортсмены – Ишмухаметова Динара, Гибадуллина Альфия, Исянгулова Гульфия, Гилязетдинов Радмир, Маннанова Лилия, Байсаров Ислам, Чилякова Илюза и многие другие защищают не только честь гимназии, но и честь района на зональных и республиканских соревнованиях, туристических походах, становятся победителями и призерами. Гибадуллина Альфия и Ишмухаметова Динара являются чемпионами Республики Башкортостан по легкой атлетике, в январе 2014г. в г. Уфа на зимнем первенстве Республики Башкортостан по легкой атлетике они также стали призерами. В текущем учебном году сборная команды гимназии по баскетболу стала второй в первенстве школ города и района по баскетболу. Сборная команда по лыжам заняла 3 место в муниципальном соревновании «Лыжня румяных», а ее члены стали победителями и призерами в личном первенстве по лыжам.

Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий. Благодаря системной и планомерной работе одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Али (Али-хаджи) Апшерони (род. 19.07.1962) – теолог, общественный деятель и миротворец, Председатель Евразийского межконфессионального миротворческого центра, автор ряда трудов этического, философского и религиозного содержания сказал, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу.

Вот и миссия нашей школы, один из приоритетных направлений её деятельности – работа с одаренными детьми. Будущее – это наши дети. Жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы, педагоги, поможем развиться их способностям и талантам в стенах школы. А талантлив по-своему каждый ребенок. Педагоги гимназии уверены в том, что талантливые люди – главное богатство общества.

Литература

1.  Булавкина, И.В. Одарённый ребёнок. Развитие детской одарённости [Текст] / И.В.Булавкина. – М, 2007.

2.  Громова, Л.Н. Работа с одаренными детьми [Текст] // 1 сентября. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011-2012 уч.г. :(http://festival.1september.ru/authors/229-573-762).

3.  Желланникова, Е.И. Развитие и поиск одаренных детей [Текст] // 1 сентября. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010-2011 уч.г.: (http://festival.1september.ru/articles/617467/).

4.  Савенков, А.И. Одаренные дети в школе и дома [Текст]. – М., 2000.

5.  Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст]. – М., 2004.