ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ Ч
ернова Евгения, 11 класс МОБУ СОШ №2 с. Бакалы, Бакалинский район
Научные руководители: Санникова Ольга Николаевна, учитель биологии, Мусалимова Рида Сагитовна, к.б.н., доцент кафедры кафедры биологии БГПУ им. М. Акмуллы
Современная нагрузка ученика набирает большие обороты. Можно часто слышать от школьников о том, что они устали. Многие школьники от переутомления испытывают головную боль, невнимательность, резкую смену настроения. С каждым годом здоровье современного школьника оставляет желать лучшего, оно зависит от многих факторов, в т.ч.немалую роль играет расписание. В связи с этим наше исследование построено на выявлении гигиенической оценки школьного расписания в МОБУ СОШ № 2 с. Бакалы муниципального района Бакалинский район РБ.
Расписание уроков – это основа учебного процесса, поскольку оно регламентирует ритм школьной жизни, труд и отдых учащихся и учителей. От качества составленного расписания во многом зависит эффективность всего образовательного процесса в школе, комфортность работы школьников и педагогов, что в конечном итоге способствует или препятствует сохранению и укреплению их здоровья. В гигиенических требованиях к составлению расписания уроков в школе учитывается динамика изменения работоспособности и физиологических функций учащихся на протяжении учебного дня и недели².
Основная задача рациональной организации учебных занятий заключается в том, чтобы, используя сочетание разнообразных видов деятельности, обеспечить сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на довольно высоком уровне. Гигиеническая оценка школьного расписания проводилась с использованием шкалы трудности уроков, предложенной И.Г.Сивковым¹. Каждый урок имеет свой балл по степени трудности. Подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.
В целом по школе было изучено и проанализировано расписание 38 классов, из которых лишь расписание двух классов (4в и 11в) соответствовало гигиеническим требованиям (5,2%), предъявляемым к составлению расписания уроков. Расписания 12 классов (31,6%) соответствовали требованиям частично, расписания 24 классов (63,2%) не соответствовали требованиям. В доступной нам литературе приводится большое количество сведений относительно гигиенических требований, предъявляемых к составлению школьного расписания уроков ,в соответствии с психофизиологическими особенностями школьников. Однако не всегда эти требования учитываются при составлении расписания уроков в учебных заведениях.
___________________________
1.Пивоваров, Ю.П.Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека [Текст]. – М.: Академия, 2006.