Акмуллинская олимпиада

ГЕНИИ НЕ ПАДАЮТ С НЕБА, ОНИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБРАЗОВАТЬСЯ И РАЗВИТЬСЯ
(Из опыта работы с одаренными детьми)

Комиссаров С.Ф., директор МОБУ СОШ №8, г. Мелеуз,

Сангишева Т.Х., заместитель директора школы по учебной работе

В условиях социально-экономических изменений актуализирована потребность общества в формировании высоко образованной личности, активно влияющей на развитие государства и повышение ее конкурентоспособности. Особое место в формировании такой личности занимает работа с одаренными детьми.

Проблемой целенаправленной работы с одаренными обучающимися, выявлением противоречий между социальным заказом общества о необходимости развития творчески одаренной личности и недостаточной разработанностью системного психолого-педагогического сопровождения данного процесса, между существующим разнообразием программ работы с одаренными обучающимися и отсутствием в них единого подхода в развитии детской одаренности, между выдвигаемыми требованиями к современному учителю по осуществлению психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей и недостаточной их готовностью к осуществлению такой работы в условиях школы, где обучаются одаренные и обычные школьники, занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л. Венгер, Б.Л.Вульфсон, Ю.З.Гильбух, В.А.Крутецкий, В.П.Лапчинская, З.А.Малькова, А.М.Матюшкин, Н.Д.Никандров, Б.М.Теплов, Н.Б.Шумакова, В.Л.Юркевич, В.С.Яковлева и др. Б.Блум, Дж.Галлагер, Г.Гарднер, Дж.Гилфорд, Дж.Давидсон, Б.Кларк, Р.Кэттел, Г.Пассоу, Дж.Рензулли, Р.Стернберг, Дж.Стенли, Л.Термен, Л.Терстоун, Э.Торндайк, П.Торренс и др.

В правительственных документах уделяется большое внимание работе с одаренными детьми. В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей»[1]. В подпрограмме "Одаренные дети" федеральной целевой программы «Дети России» основной целью работы указывается «обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности» [2].

На сегодняшний день большинство педагогов школы признают, что уровень, своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности.

Одаренность в детском возрасте учителями школы рассматривается в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Исходя из практики работы в данном направлении у преподавателей возникают проблемы следующего характера: детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития, под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания может происходить «угасание» признаков детской одаренности, сложно оценить меру устойчивости одаренности, возникают трудности относительно прогноза превращение одаренного ребенка в одаренного взрослого, своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития, проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности.

Рассматривая профессионально-личностную готовность педагогов, следует выделить в ней два основных компонента:

где отражается общая профессиональная педагогическая подготовка (предметные, психолого-педагогические и методические знания, личностные качества педагога);

-специфический, который образуют:

а) психолого-педагогические знания об одаренности, о психологических особенностях одаренных детей, знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, технологий их обучения;

б) уровень полученный ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, прохождение стажировки);

в) специфику образовательной инфраструктуры (взаимодействие со специалистами, например, с психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительно образования; характерные условия связанные с наличием компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей).

В практике общеобразовательных учреждений работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.

В МОБУ СОШ №8 г. Мелеуз работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива.

Открытие экспериментальной площадки БГПУ имени М. Акмуллы на базе школы в июне 2013 года по теме «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном пространстве школы» под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Кашаповой Ляли Мухаметдиновны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Набиевой Тамары Валеевны способствовало формированию коллектива единомышленников. В решении проблемы детской одаренности педагоги сошлись во мнении, что интеллектуальные способности людей являются резервом человеческой цивилизации, одним из решающих факторов экономического развития в современных условиях, неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей. Реализация работы с одаренными детьми в рамках экспериментальной площадки стала способствовать построению целостной психолого-педагогической системы выявления, поддержки и развития ребят, обладающих различного рода способностями.

Работа по выявлению одаренных детей преподавателями МОБУ СОШ №8 условно разделена на четыре этапа: этап предварительного поиска, этап оценочно - коррекционный, этап самостоятельной оценки, этап заключительного отбора. При этом учитывается комплексный характер оценивания, длительность наблюдения, соответствие деятельности склонностям и интересам ребенка, мнение экспертов (специалистов), актуальный уровень психического развития, учет зоны ближайшего развития, используются тренинговые методы. На этапе предварительного поиска информация об ученике собирается из пяти основных источников – психолог, педагоги, родители, врачи и сами дети. С этой целью используются следующие методики: «карта интересов школьников», «карта одаренности», «интеллектуальный портрет», тесты Д. Векслера, Дж. Равена, адаптированные варианты «краткого теста творческого мышления Е.П. Торранса», методики Дж. Гилфорда, методики выявления уровня психо-социального развития, направленности личности (преобладающей мотивации), изучается сфера физического развития ребенка.

Для педагогов школы значимыми в организации учебно-воспитательного процесса с одаренными учащимися являются использование проблемных, поисковых, эвристических, исследовательских, проектных, информационно – коммуникативных технологий, причем ИК технологии применяются на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Учитывая, что «одаренность – это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики» [3], учителя при обучении одаренных детей руководствуются следующими принципами: применяют междисциплинарный подход, дают углубленное изучение тех проблем, которые выбрали сами учащиеся, поощряют результаты, бросающие вызов существующим взглядам и содержат новые идеи, поддерживают использование разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы, движение к пониманию самих себя, признанию своих способностей, учат оценивать результаты работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов, дают установку на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин, на готовность к риску в неординарных ситуациях.

В связи с тем, что основными целями и задачами олимпиад различных уровней являются выявление и поддержка одаренных школьников, стимулирование к участию в интеллектуальных состязаниях, развитие у учащихся творческих способностей, учителя и обучающиеся МОБУ СОШ №8 традиционно принимают активное участие в школьном, муниципальном, региональном турах всероссийских и республиканских предметных олимпиад. Результат муниципального этапа 2013 - 2014 учебного года – 47 призовых мест, из них 18 первых, 15 вторых, 14 третьих мест. В 2013 году призерами регионального этапа стали: Муллабаев Камиль, 11 класс, и Кусмаев Арслан, 11 класс, – по химии, Гильченко Богдан, 11 класс, – по МХК, Бикмаева Айлин, 11 класс, – по русскому языку. По итогам участия в муниципальном туре всероссийских и республиканских предметных олимпиад среди общеобразовательных школ, лицеев, гимназий муниципального района Мелеузовский район РБ МОБУ СОШ №8 заняла: в 2010 - 2011 учебном году – 3 место, в 2011 - 2012 учебном году – 2 место, в 2012 - 2013 учебном году – 2 место.

Поскольку научно-практические конференции призваны выявлять одаренных детей, привлекать обучающихся к интеллектуальному труду в различных областях науки и техники, прививать навыки работы с научно – исследовательскими материалами, педагоги и ученики результативно работают в данном направлении. В муниципальной научно-практической конференции обучающихся «День науки, знаний и творчества – 2013» 13 учеников стали победителями и призерами. В 2013 году в Российской научно-практической конференции для младших школьников «Я исследователь» Аксарова Вилена, 1 класс, заняла 2 место, Мухин Кирилл, 1 класс, – 2 место, Орешина Алиса, 3 класс, – 3 место, Горчуев Данил, 3 класс, – 3 место, Вахитова Элина, 3 класс, получила Диплом. Во Всероссийском открытом фестивале исследовательских работ «Я познаю мир» обучающаяся 7 класса Цыкунова Елизавета завоевала Диплом победителя. В 2014 году 10 исследовательских работ обучающихся 9 – 11-х классов успешно прошли во второй очный заключительный тур республиканской НПК «Путь в науку», организуемой преподавателями БГПУ им. М. Акмуллы.

С целью выявления и развития интеллектуальной одаренности учащиеся школы под непосредственным руководством учителей активно участвуют в дистанционных олимпиадах: «Олимпус» (2013 год: Тазиев Руслан, 7 класс, Жонин Евгений, 7 класс, получили Дипломы лауреата по географии), «Альбус» (2013 год: Муртазина Алсу, 6 класс, Юлбарисова Румия, 7 класс, награждены Дипломами лауреатов по английскому языку, Власова Анастасия, 7класс, Ефимов Артемий, 8 класс, – Дипломами лауреатов по географии, Емелина Мария, 7 класс, Кашаев Данис, 7 класс, Осипов Геннадий, 8 класс, Банокин Сергей, 8 класс, – Дипломами лауреатов по истории, Мокшанцев Алексей, 7 класс, Жонин Евгений, 7 класс, – Дипломами лауреатов по обществознанию), Всероссийские молодежные предметные чемпионаты (муниципальный этап: «Старт» (начальные классы) принес 9 призовых мест, филологический чемпионат – 9 призовых мест, чемпионат по обществознанию – 5 призовых мест, математический чемпионат – 4 призовых места, исторический чемпионат – 8 призовых мест), Международная игра – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» (2013 год: Бикмаева Айлин, 11 класс, – Диплом II степени), Республиканская Акмуллинская олимпиада (2013 год: Кудрявцев Артем, 7 класс, – 2 место по математике).

В школе уделяется необходимое внимание развитию литературно – поэтической, музыкальной одаренности: муниципальный фестиваль – конкурс национальных культур РБ (2013 год: ансамбль «Камертон» – 1 место), муниципальный конкурс военно – патриотической песни (2013 год: ансамбль «Камертон» –- 1 место), Республиканский конкурс творческих, исследовательских работ и проектов учащихся ОУ и учреждений дополнительного образования РБ «Я познаю мир и себя в этом мире» (2013 год: Фролова Анастасия, 7 класс, – 3 место, Цыкунова Елизавета, 7 класс, – 3 место), Республиканская олимипиада по музыке «В мире красок и мелодий» (2013 год: Мусеева Анастасия, 9 класс, - Диплом III степени), Всероссийский фестиваль – конкурс детского и юношеского творчества «Золотой сапсан» (2013 год : Белова Ангелина, 7 класс, – Диплом лауреата III степени в номинации «вокал»), Всероссийский конкурс чтецов «Осень глазами поэтов – классиков» (2013 год: Белова Ангелина, 7 класс, – 2 место).

Педагогами школы не упускается из виду развитие спортивной одаренности (2013 год: первенство города по баскетболу среди школьников в зачет Спартакиады (юноши) – 3 место, муниципальный легкоатлетический кросс лыжников - 1 место, Открытое первенство Мелеузовского района по велоспорту – 1 место, городские соревнования по спортивному ориентированию бегом – 2 место, муниципальный конкурс «День призывника» (сборка - разборка автомата) – 1 место, муниципальные соревнования по поднятию гирь - 9 призовых мест, финал IV Спартакиады учащихся РБ по легкой атлетике (Ташпиков Егор, 10 класс, – 2 место), Открытые республиканские соревнования по легкой атлетике (Ташпиков Егор, 10 класс, — 2 место), Первенство РБ по легкой атлетике: прыжки в длину (Лобова Юлия, 9 класс, – 1 место), финал IV Спартакиады учащихся РБ: тройные прыжки (Лобова Юлия, 9 класс, – 2 место).

Коллектив работает и в направлении развития одаренности, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям (2013 год: муниципальный конкурс детей - инвалидов – 3 призовых места).

Наряду с вышеперечисленными мероприятиями педагоги школы в рамках работы с одаренными обучающимися адаптируют программы элективных курсов, внеурочной деятельности, создают банк данных, оформляют портфолио, ведут профориентационную работу, проводят целенаправленную работу по психолого - педагогическому сопровождению не только детей, но и родителей, разрабатывают методические рекомендации по работе с одаренными учениками, основам научного исследования, формируют методический отдел библиотеки школы, повышают квалификацию.

Для детального изучения данного направления работы администрацией школы был проведен проблемный педсовет «Одаренность: миф или реальность?», где были изучены психолого-педагогические подходы к понятию «одаренность», рассмотрена история исследования проблем одаренности, указаны отличительные признаки одаренных ребят, проанализированы методы диагностики, подняты проблемы одаренных детей, обозначен портрет учителя.

Педагоги принимают активное участие не только в школьных, но и межрегиональных Интернет - педсоветах, как, например, «Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение», где по итогам работы каждый из участвовавших получил Сертификат.

С целью изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта работы с одаренными обучающимися был проведен для учителей муниципальный практический семинар по химии «Подготовка обучающихся к олимпиадам различных уровней», где заслуженный учитель РБ Ермакова В.А. представила вниманию присутствующих свою систему работы, в результате которой ее ученики в течение трех лет неизменно становятся призерами регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии.

Педагоги школы освещают проблему одаренности на муниципальных Педагогических чтениях «Система работы МОБУ СОШ №8 по эффективному выявлению и развитию одаренных учащихся», на секционном заседании августовского совещания «Содержание, формы и методы работы с одаренными детьми».

Таким образом, основная цель работы с одаренными детьми педагогического коллектива МОБУ СОШ №8 – это не только выявление, воспитание и обучение талантливых школьников, но и содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступят в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

Литература

1. Президентская инициатива Наша новая школа. http://www.nasha-novaya-shkola.ru/ 2. Федеральная целевая программа «Дети России». Подпрограмма «Одаренные дети».  http://www.zakonprost.ru/content/base/part/419173/" .

3. Рабочая концепция одаренности. http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501015 .