Акмуллинская олимпиада

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ

Ермакова В.А., учитель химии МОБУ СОШ №8

МР Мелеузовский район РБ (г. Мелеуз)

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" [7] является развитие системы поддержки талантливых детей, где говорится о необходимости развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Предлагается предоставить старшеклассникам возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки.

Олимпиады, научно-практические конференции школьников – одни из самых распространенных форм работы с одаренными детьми и занимают особое место в ряду интеллектуальных соревнований. Подготовка к ним и участие в них оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету, но это и способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и самореализации. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. Одаренные дети – это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и часто немного не так, как большинство детей. Дар – это кредит молодого человека, который ему необходимо реализовать.

Я понимаю одаренность как умственный потенциал, интеллект, целостную характеристику познавательных возможностей к учению. Совокупность природных задатков, наличие внутренних условий для выдающихся достижений. Основные направления в работе с одаренными детьми: исследовательская деятельность, проектная деятельность, спецкурсы, подготовка к олимпиаде. Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Обучающиеся могут самостоятельно и активно заниматься исследовательской деятельностью при условии возникновения интереса к исследованию. Поэтому учитель должен предоставлять им возможность участия в исследовательской и поисковой работе в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету, обучать их необходимым приемам проведения самостоятельного исследования, т.е. формировать исследовательские навыки и умения, владение которыми важно в системе профессионального образования [4; 5].

Творческое мышление химически одаренных учащихся, на мой взгляд, характеризуется способностью выдвигать неожиданные идеи, гибкостью решения задач, способностью осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки", способные оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников, которые постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.

При обучении умениям исследовательской деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты) я обращаю особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений. Химический эксперимент служит выработке у них исследовательских умений, обеспечивает самоконтроль рассуждений и служит доказательством правильности предположений. В систему моей работы входит: проведение проблемных уроков, лабораторно-практических занятий с использованием исследовательского и проектного методов обучения, домашние задания с элементами теоретического и практического исследования. Как показывает практика, при организации работы с одаренными детьми на уроке эффективны уровневые задания, олимпиадные задания.

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности требует внедрения информационных технологий обучения, что способствует повышению скорости и качества усвоения им информации и формирования его базовых компетенций (умение и навыки поиска и использования в учебно-воспитательном процессе необходимой информации из Интернета).

В нашей школе многое делается для развития и самореализации одаренных детей: работа факультативов, предметных кружков, индивидуальная и индивидуально-групповая деятельность мотивированных обучающихся, их участие в олимпиадах и т.д. Как показывает практика, олимпиады способствуют пропаганде научных знаний, укреплению связи общеобразовательных учреждений с вузами и научно-исследовательскими институтами, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, привлечению наиболее способных из них в ведущие вузы страны [1; 2].

Одним из направлений в такой работе явилась тесно складывающаяся связь с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М.Акмуллы. Тому подтверждение – проводимая в 2013-2014 учебном году по инициативе данного вуза Республиканская научно-практическая конференция «Путь в науку» для обучающихся 9-11 классов.

Наша подготовительная работа к этой конференции началась с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом мне помогли наблюдения в ходе уроков химии, организация кружковой, исследовательской работы, проведение внеклассных мероприятий по предмету [6]. Для оценки способностей школьников и анализа их успеваемости имели значение прежние успехи этих ребят по математике и другим естественнонаучным предметам, изучение которых начинается раньше, чем школьный курс химии.

Одновременно с выявлением школьников интересующихся химией и формированием этого интереса, происходило создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам и к научно-практической конференции. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

Наличие группы школьников, увлеченных общим делом, служит своеобразным центром кристаллизации, привлекающих новых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, и, обучая других, они будут совершенствовать свои знания. При планировании работы с группой школьников следовало избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным стало построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причем ученику предоставлялась свобода выбора этой траектории.

Отсюда вытекает свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа задач, разделов химии для изучения, используемых пособий. Ученик может прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы порешать задачи определенного типа, разобрать теоретический вопрос, полистать химический журнал.

Наличие группы школьников не означало преобладание групповых форм работы. Напротив, такие формы являются более краткими, и наиболее интересными для всех присутствующих. Например, демонстрация химического эксперимента, содержание которого становится затем химической стороной различных по сложности задач. Практикуется и краткий разбор интересных большинству теоретических вопросов, особенностей химии отдельных элементов. Для успешного участия в этом интеллектуальном состязании обучающемуся необходимо учитывать особенности химии как естественной и экспериментальной науки [2], что позволит ему выделить три составляющие своего успеха:

• развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга веществ, способов их получения, областей применения;

• умение решать химические задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом;

• практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.

Эти ключевые моменты определяют и основные направления подготовки школьника. В формировании химического кругозора решающая роль принадлежит разнообразной химической литературе. На начальных этапах возникновения интереса к химии это может быть научно популярная литература, книги об интересных химических открытиях, о знаменитых ученых, о химических элементах. В настоящее время, наряду с книгами все большую роль начинает играть и такой информационный источник, как Интернет. На разнообразных химических сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, и самостоятельные материалы. Учитывая, например, разнообразие и нестандартность олимпиадных задач, мы формулируем только самые общие требования:

• решение расчетных задач преимущественно на языке количества вещества, в молях;

• при невозможности использования реальных формул веществ используются буквенные обозначения, общие формулы классов веществ;

• при невозможности использовать численные данные для непосредственных расчетов вводятся неизвестные величины и составляются алгебраические уравнения.

Внеурочная индивидуальная деятельность позволяет нам максимально развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка [3]. В своей работе использую правило: «Заинтересуй проблемой – поставь задачу – осуществляй мониторинг деятельности – получи результат». В начале каждого учебного года провожу школьную олимпиаду, где принимают участие по 15-18 обучающихся, победители из которых идут на муниципальный этап. Далее ребята участвуют в Республиканской либо и во Всероссийской олимпиаде школьников по химии.

Например в 2013 году одиннадцатиклассники МОБУ СОШ №8 Мелеузовского района Муллабаев Камиль и Кусмаев Арслан по результатам республиканского этапа олимпиады стали призерами. Они три года подряд занимали призовые места, получали Дипломы и ценные подарки. Перед олимпиадами, проводимыми на базе вузов БГУ и УГНТУ, нас всегда приглашали на учебно-тренировочные сборы. Наша сборная команда состояла из 6 участников: двое из 11-х классов и четверо из 10-х классов, где Муллабаев Камиль занял 2 место и был приглашен на Российский этап олимпиады, которая проходила в г. Курск с 8-14 апреля 2013г., где получил Сертификат участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии.

Таким образом, каждый урок по химии содержит проблемные вопросы или задания. И практика подтверждает, знания, добытые собственным трудом обучающихся, намного прочнее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде. Талантливые дети среди нас есть всегда, нужно вовремя заметить их способности и развивать. Ведь недаром говорится, что величие науки измеряется числом ее гениев и той честью, которая нация им оказывает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Битуова, Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы [Текст] // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157

2. Габриелян, О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А. Современная дидактика школьной химии [Текст] // Химия. - №21. – 2007.

3. Гриднева, Е.П. Чем одарить одаренного ребенка [Текст] // Химия в школе. - №4. – 2007. – с. 2 – 3

4. Дранишникова, Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей [Текст] // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2

5. Иванова, Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии [Текст] // Химия в школе. - №6. – 2007. – с. 15

6. Кулиев, С.И., Степанова, Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий [Текст] //Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64

8. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271 http://www.mon.gov.ru/