Акмуллинская олимпиада

Ижбулатова Мария Максимовна

МАОУ СОШ №38 города Уфы РБ

Научный руководитель: Саляхова В.Ф., учитель начальных классов, Хафизова А.Р., учитель биологии

МАОУ СОШ №38 города Уфы

ЭКСПЕРТИЗА МОЛОКА. ВСЕ ЛИ МОЛОКО НА ПРИЛАВКАХ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНО?

Я очень люблю молоко и пью его каждый день. В рационе питания моей семьи молоко занимает главное место. Меня заинтересовали вопросы: почему молоко так популярно, чем же оно так полезно и почему так необходимо для человека и особенно для детей. Изучив литературу, я узнала, что молоко очень полезно, как для детей, так и для взрослых. В век новых технологий и негативных воздействий на окружающую среду в виде различных выбросов в воздух, при вдыхании в организме человека накапливаются опасные для здоровья вещества, токсины. Особенно это актуально для жителей городов. Молоко выводит токсины (тяжелые металлы) такие как железо, свинец и т.п., поэтому его так необходимо пить. Молоко мы покупаем каждый день, и я обратила внимание, на то, что в каждом магазине существует целый отдел «кисломолочных продуктов», где продается большое количество разного молока. Возникает проблема, как правильно выбрать молоко наиболее полезное для человека. Я обратила внимание, на то, что молоко продается в разных упаковках (в пластиковой бутылке, полиэтиленовом пакете, бумажном пакете или коробке) с различным сроком хранения. Я решила провести исследование, которое поможет мне узнать больше о молоке, его полезных свойствах, а так же выяснить одинаково ли полезно молоко на прилавках?

Поскольку коровье молоко наиболее распространенно в употреблении, экспертизу я будут проводить коровьего молока.

Цель исследования: выявить, все ли молоко, которое продается в магазине одинаково полезно.

Объект исследования: коровье молоко, продаваемое в магазинах нашего города.

Предмет исследования: свойства молока.

Гипотеза исследовательской работы:

Предположим:

1. чем больше срок хранения молока, тем оно полезнее;

2. качество молока зависит от того, в какой оно упаковке.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу о составе молока, о его пользе;

2. Изучить свойства молока, применение его человеком;

3. Провести анкетирование среди одноклассников;

4. Выбрать торговые марки молока для проведения экспертизы;

5. Изучить упаковку молока, представленного в магазине;

6. Опытным путем выявить отличие молока в полиэтиленовой и картонной упаковке;

7. Подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы;

8. Сделать выводы по экспертизе молока отобранных торговых марок, дать рекомендации одноклассникам по выбору молока в магазине.

Методы исследования:

1. Изучение литературы.

2. Проведение опытов.

3. Анкетирование.

4. Подсчет результатов.

5. Эксперимент.

6. Сравнение.

7. Анализ.

Новизна работы – формирование культуры питания у детей младшего школьного возраста на примере учащихся 1«В» класса, создание предпосылок для правильного питания и бережного отношения к своему здоровью, путем выбора наиболее ценных и экологически чистых продуктов питания.

Практическая значимость данной работы состоит в составлении рекомендаций по выбору молока наиболее полезного для здоровья человека из многочисленно ассортимента, которое представлено на прилавках магазинов города, а так же соблюдение правил хранения молока в домашних условиях. В ходе работы совершенствуются навыки изучения окружающего мира, проведения опытов и экспериментов, анализа полученных данных, а так же умения применять полученные навыки в повседневной жизни.

Исследование проводилось в декабре месяце.

С целью определения экспериментальной базы, было проведено анкетирование среди одноклассников. По результатам произведенных подсчетов для исследования были отобраны наиболее популярные среди одноклассников торговые марки молока. Кроме того, по результатам анкетирования, выяснилось, что практически все ребята в моем классе любят молоко и пьют его, но не каждый день. Причиной этого вижу в том, что ребята очень мало знают о пользе молока. Далее был поставлен эксперимент по свертываемости выбранных образцов молока. Проведено сравнение и анализ полученных данных.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Цель работы была достигнута – мной была проведена экспертиза молока пяти торговых марок («Простоквашино» в бумажном пакете, «Домик в деревне» в бумажной коробке, «Янаульское молоко» в полиэтиленовом пакете, «Честное коровье» в бумажном пакете и «Белое облако» в полиэтиленовом пакете). В результате экспертизы выявлено, что молоко, которое продается на прилавках, не одинаково полезно. Наиболее «полезными» оказались: молоко «Янаульское молоко» и молоко «Белое облако», содержание белка (казеина) в них выше.

2. Все задачи, поставленные для достижения обозначенной цели, выполнены:

·  Изучив печатную литературу и электронные источники, я узнала о составе молока, получила более широкие знания о пользе молока;

·  Опытным путем выявила свойства молока: проведен опыт по свертыванию молока и формированию «молочного камня» (казеина), определила наличие жира в молоке, добавив в молоко несколько капель красок (слой жира на поверхности не дает краскам раствориться в молоке);

·  Провела анкетирование среди одноклассников, по результатам которого я узнала, что ребята, как и я, очень любят молоко и пьют его, но не каждый день;

·  Изучила упаковку молока, представленного в магазине: в каких упаковках продается, что на них написано, выявила отличия;

·  Провела опыт по свертываемости молока, отобранных торговых марок, выполнила сравнение полученных данных, проанализировала полученный результат;

·  В ходе проведения экспертизы молока, была опровергнута гипотеза о том, что чем больше срок хранения молока, тем оно полезнее: молоко, которое имеет более длительный срок хранения, имеет более тщательную тепловую обработку, следовательно, оно менее полезно;

·  Подтверждена гипотеза о том, что качество молока зависит от того, в какой оно упаковке: в полиэтиленовой упаковке молоко пастеризованное, со сроком хранения не более 3-х дней, которое проходит щадящую обработку, а значит, содержит витаминов и полезных веществ больше;

Разработаны мной рекомендации для одноклассников по выбору молока в магазине:

Ø  Обращать внимание на срок годности молока. Для того чтобы молоко принесло пользу, необходимо чтобы оно не было просроченным. Обращаем внимание на дату производства и срок использования молока.

Ø  Короткий срок хранения. Наибольшее содержание полезных веществ, присутствует в молоке с коротким сроком хранения, не более 3-х суток, данное молоко проходит более щадящую обработку. Но необходимо учитывать правила хранения такого молока. Оно должно храниться в холодильнике не более 3-х суток в закрытом виде, а после вскрытия упаковки в закрытом виде не более суток.

Ø  Пастеризация. Выбираем молоко с надписью «Пастеризованное молоко», это означает, что оно прошло наиболее щадящую обработку, сохранив максимально возможное количество витаминов.

Ø  В прозрачной пластиковой бутылке молоко подвержено воздействию солнечных лучей, что влияет на качество молока, а так как очень трудно проверить правильно ли хранилось молоко в магазине, то его лучше не выбирать.

После проведенного исследования мной был сделан доклад учащимся 1«В» класса, в котором я рассказала все о молоке и его пользе, а также дала рекомендации ребятам о том, как правильно выбрать его в магазине и чем отличается молоко наиболее популярных в классе торговых марок. Так же я рассказала рецепт молочного мороженого «Молочная сказка», которое я придумала сама. Я надеюсь, что ребята будут пить молоко каждый день, будут здоровы, и не будут пропускать школу.

Список использованной литературы:

1. Горбатова К.К Химия и физика молока [Текст] – Изд: ГИОРД, 2004.-288 с.

2. Молоко. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://milkdaru.chat.ru/;

3. Климов А.А. Книга ответов для почемучки [Текст] – Изд: Клуб семейного досуга, 2014. – 288 с.

4. Крусь Г.Н., Храмцев Т А.Г. Технология молока и молочных продуктов [Текст] – М.: КолосС, 2006.- 455 с.

5. Молоко коровье. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона :[Электронный ресурс] – Режим доступа http://dic.academic.ru/;

6. Смирнова И.В., Дунченкова Н., Храмов А. Экспертиза молока и молочных продуктов. Качество и безопасность [Текст] – Изд.: Сибирское универсальное издательство, 2007.- 477 с.