Хафизова Эльвина Марселевна
МАОУ СОШ №38 г.Уфа Республики Башкортостан РФ
Научный руководитель: Саляхова В.Ф., учитель начальных классов МАОУ СОШ №38
Научный консультант: Яхина Р.Р., педагог ДО МБОУ ДОД «ДЭБЦ» Демского р-на г.Уфа
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА И РАЗНООБРАЗИЯ ПИЩИ И УСЛОВИЙ ОБИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РАКОВИНЫ УЛИТОК АХАТИН И ИХ АКТИВНОСТЬ
Актуальность работы заключается в том, что улитка ахатина становится все более популярным как домашнее животное. Они не шумят, не пачкают, не кусаются и не имеют неприятного запаха, но при этом очень общительны, интересны в наблюдении, имеют неповторимый характер и расположены к общению с человеком, а самое главное – довольно неприхотливы и не вызывают аллергии.
Цель исследования: изучить влияние состава и разнообразия пищи на формирование раковины улиток, а также количество воды (опрыскивания) на их поведение и активность.
Объект исследования: гигантская улитка ахатина фулика – самый крупный представитель сухопутных моллюсков по имени Ульяна.
Предмет исследования: жизнедеятельность ахатин.
Для достижения цели использовались следующие основные методы исследования:
- Изучение литературы.
- Наблюдение.
- Описание.
- Сравнение.
- Анкетирование.
- Анализ.
- Подсчет результатов.
Наблюдения за улиткой проводились в течении четырех месяцев. Все свои наблюдения я фиксировала в «Дневнике наблюдений за улиткой Ульяной». В результате наблюдения я получила знания о внешних свойствах улиток ахатин, выявила взаимосвязь условий обитания и питания с внешним видом и поведением улитки.
Описание признаков исследуемого объекта проводилось на основе данных, которые установлены путем обзора литературы и наблюдения.
Сравнение: в ходе исследования установлены различия размеров, внешнего вида раковины, активности улитки на момент появления ее у нас дома и по истечении 4-х месяцев;
Анкетирование – с его помощью можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. Количественные данные, полученные путем анкетирования, представлены в виде таблицы и дополнены качественным анализом.
В ходе работы проводились измерения длины и массы тела улитки на момент появления её у нас дома, а далее каждый месяц. При определении примерной даты рождения улитки применен метод счета. Метод счета также использовался при подсчете результатов анкетирования одноклассников.
Практическая часть работы проходила в виде домашнего эксперимента, направленного на проверку поставленных гипотез, выявления отдельных свойств улитки и закономерностей её поведения.
Знания, полученные в ходе изучения литературы, и выводы по наблюдениям обобщены в виде брошюры «Улитка ахатина как домашнее животное».
Перед началом исследования определены гипотезы:
На уровень активности улитки и правильное формирование раковины влияет:
- Состав и разнообразие потребляемой пищи,
- Количество купаний или опрыскиваний водой в день.
А также предположено, что ахатина может быть прекрасным питомцем.
Задачи исследования
1. Изучить литературу и материалы интернет-сайтов, посвященные описанию африканских тропических улиток ахатин.
2. Провести анкетирование среди одноклассников для выяснения степени их информированности об улитках.
3. Полученные результаты обработать и наглядно представить.
4. Создать улитке оптимальные условия для роста и развития в домашних условиях.
5. Определить зависимость роста, цвета и качества раковины от состава и разнообразия пищи.
6. Определить, как влажность воздуха и количество купаний или опрыскиваний в день влияют на активность улитки.
7. Подтвердить предположение, что ахатины подходят в качестве домашних животных.
8. Сделать общие выводы по работе и оформить их.
Новизна данного исследования состоит в определении возможности содержания улиток в домашних условиях и их конкурентоспособности как домашних питомцев.
Практическая значимость состоит в составлении рекомендаций по уходу за улитками как домашними питомцами на основании анализа изученной литературы и собственных наблюдений. Материалы, приведенные в данной работе, можно использовать в ходе проведения уроков, внеклассных мероприятий, классных часов с обучащимися.
Изучив литературу и материалы интернет-сайтов, полученные знания кратко изложены в первой теоретической части работы. Приведено общее описание африканских тропических улиток ахатин.
Для изучения информированности своих сверстников об африканских тропических улитках ахатинах было проведено анкетирование. Результаты представлены в виде таблицы и диаграмм.
Практическая часть работы состояла из следующих видов деятельности:
- Подготовка террариума
- Определение даты рождения улитки.
- Наблюдение за ростом и развитием улитки
- Влияние влажности, температуры воздуха и количества опрыскиваний на активность улитки.
- Определение зависимости роста, цвета и качества раковины от состава и разнообразия пищи.
В заключение хотела отметить, что изучение жизни улиток проводилось мной в течение четырех месяцев. Мне всегда интересно наблюдать, как она ест, купается или любопытно разглядывает меня. Завести такого домашнего питомца очень рекомендую тем, у кого мало времени на уход за домашним животным, а особенно тем детям, у которых есть аллергия, и родители не могут держать в доме собаку или кошку. Так, после моего анкетирования и рассказа о таких прекрасных питомцах, у моих двух одноклассниц дома появились ахатины. В интернете я нашла информацию о том, что содержание в доме улиток очень благотворно влияет на нервную систему. И еще я заметила, что когда я прихожу со школы, кружков уставшая, то пообщавшись со своей улиткой, у меня всегда поднимается настроение!
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Проведены наблюдения за развитием улитки с момента появления ее в доме. Исследованы особенности её поведения.
2. В ходе наблюдений выявлены факторы, влияющие на активность африканских тропических улиток, определена зависимость размера, цвета и качества раковин улиток от состава и разнообразия корма.
3. 86% одноклассников не знают улитку ахатину, больше половины класса хотят не только узнать о ней, но и завести у себя дома.
4. Знания, полученные в ходе изучения литературы, и выводы по наблюдениям систематизированы в брошюру «Улитка ахатина как домашнее животное», которую я подарила всем, с кем обсуждала эту работу.
5. Ахатины прекрасно подходят в качестве домашних животных.
В дальнейшем я планирую продолжить свои исследования в рамках занятий кружка «Аквариумистика». В частности, меня заинтересовало несколько вопросов:
ØПочему улитки из одного потомства имеют разный окрас ноги?
ØПочему улитки, рожденные в одно время, живя в одном террариуме разные по размеру?
Список использованных источников
1. Achatina (Lissachatina) fulica (Bowdich, 1822)- Восточно-африканская улитка // Клуб любителей улиток. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://snailclub.ru/forum/7-810-1 ;
2. Акимушкин И. Беспозвоночные. Ископаемые животные [Текст] / Акимушкин И. – М.: Издательство Мысль, 1992. – С. 100 – 101.;
3. Африканская улитка ахатина: содержание в неволе (Achatina fulica) // Зооклуб. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.zooclub.ru/bezp/5/1.shtml ;
4. Ахатина // Большая советская энциклопедия. Т. 2. [Текст] / М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 458.;