Акмуллинская олимпиада

Фризен Инесса Викторовна

МБУДО ЦДО «Созвездие», МБОУ Лицей № 4 г. Воронеж РФ

Научные руководители: Решетникова Т.В., педагог до

Савченко О.Р., учитель биологии МБОУ лицей №4

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКА

Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. К сожалению, большинство подростков предпочитают быть «деятельными бездельниками», проводить свободное время за игрой в компьютер или перед экраном телевизора, совсем не считая нужным прислушаться к рекомендациям заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. По данным статистики, 34% школьников занимаются в спортивных секциях, группах здоровья и в танцевальных студиях. Остальные 66% ведут малоподвижный образ жизни, что приводит к гиподинамии, гипокинезии и к проблеме с лишним весом [1]. Без получения достоверной информации о реальной зависимости качества здоровья от образа жизни не произойдет изменений в сознании и поведении подростков.

В связи с этим было изучено влияние двигательной активности на физическое развитие организма подростка.

Цель исследования: Оценить уровень физической подготовленности подростков, регулярно занимающихся спортом, танцами, и подростков, ведущих малоподвижный образ жизни.

Задачи исследования:

1. Провести измерения времени задержки дыхания на вдохе и выдохе у группы воспитанников  ДЮСШ № 21, занимающихся бегом в секции лёгкой атлетики, у группы воспитанников  ДЮСШ №22, занимающихся в секции джиу-джитсу, у группы воспитанников МБУДО ЦДО«Созвездие», занимающихся в танцевальной студии «Моррис» и у воспитанников МБУДО ЦДО«Созвездие»,  ведущих малоподвижный образ жизни, занимающихся в художественной студии.

2. Провести тестирование групп подростков на уровень физической подготовленности.

3. Сравнить средние данные по физической подготовленности групп подростков за 2012 и 2013 год.

Методы исследования.

В течение 2012 -2013 года было проведено исследование, в ходе которого выявлено влияние двигательной активности на физическое состояние подростков. В ходе исследования прошли тестирование четыре группы подростков 1998-1999 года рождения. В группу №1 вошло 8 подростков, воспитанников МБУДО ЦДО «Созвездие», которые не посещают спортивных секций, не занимаются танцами и в группах здоровья. В группу №2 вошло 8 подростков, воспитанников ДЮСШОР №21, занимающихся лёгкой атлетикой. В группу №3 вошли воспитанники ДЮСШ №21, занимающихся в секции джиу-джитсу. В группу №4 вошли воспитанники МБУДО ЦДО «Созвездие», занимающихся в танцевальной студии «Моррис». Испытания проходили на стадионе МБОУ лицей №4 г. Воронежа. В ходе исследования испытуемые были протестированы по методу Купера, Штанге и Генчи [5].

12-ти минутный тест Купера для определения физической работоспособности:

С помощью 12-минутного бегового теста Купера оценивается состояние физической подготовленности организма на основе расстояния (в метрах), которое человек способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут.

В течение всего теста человек выполняет бег. Если тестируемый не справляется с этим требованием, можно перейти на шаг, секундомер, отсчитывающий 12 минут, при этом не останавливается. Чем более продолжительное время при выполнении теста человек будет идти, а не бежать, тем хуже результат теста. После 12-ти минутного передвижения замеряется преодоленное расстояние в метрах и по таблице «Оценка физической подготовленности по 12-минутному беговому тесту Купера» оценивается физическая подготовленность испытуемого.

Проба Штанге: измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт и нос зажат пальцами. Здоровые люди задерживают дыхание в среднем на 40-50 с; спортсмены высокой квалификации – до 5 мин, а спортсменки – от 1,5 до 2,5 мин.

С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается (с учетом других показателей), как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена [7].

Проба Генчи: после неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-30 с. Спортсмены способны задержать дыхание на 60-90 с. При хроническом утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.

После каждого тестирования результаты заносились в личную таблицу данных каждого испытуемого.

На основе данных, полученных в ходе исследования, были рассчитаны средние значения по каждому тестированию путём сложения результатов по каждому испытанию и делению их на число испытуемых каждой группы.

Средние значения тестирований 2012 г. и 2013 г. были сопоставлены, на основе полученных результатов были сделаны выводы.

1. У всех испытуемых подростков время задержки дыхания на выдохе за период 2012-2013 г. в среднем выросло на 5 секунд, что соответствует возрастным изменениям организма [3].

2. У испытуемых подростков время задержки дыхания на вдохе за период 2012-2013 г. в среднем увеличилось: у легкоатлетов – на 9 секунд, у борцов –  на 7,8 секунды, у танцоров – на 5,9 секунды, у ведущих малоподвижный образ жизни – на 5,6 сек. Это связано с возрастными изменениями организма подростка и регулярными тренировками [2].

3. У испытуемых подростков за период 2012-2013 г. дистанция пробега за 12 минут в среднем увеличивается: у легкоатлетов – на 279 м, у борцов – на 144 м, у танцоров – на 124 м,  у ведущих малоподвижный образ жизни – на 95 м.

4. Следовательно, у подростков, занимающихся лёгкой атлетикой, по сравнению с подростками, ведущими малоподвижный образ жизни, занимающихся борьбой и современными танцами, среднее значение времени задержки на выдохе и среднее расстояние пробега выше, что говорит о лучшей физической подготовленности организма,  позволяющей им после года тренировок перейти в более высокую группу физического состояния организма.

5. На основе сделанных выводов, можно утверждать, что занятия бегом значительно улучшают физическое состояние подростка.

6. Был составлен путеводитель по бесплатным секциям легкой атлетики г. Воронежа.

С результатами исследования ознакомлены обучающиеся среднего и старшего звена МБОУ лицей №4.

Работа опубликована в сборнике материалов 8 региональной научно-практической конференции учащихся г. Воронежа и Воронежской области (март, 2014 г).

Список литературы

1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, - М.: «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2005 – 240 с.

2. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта. / А.П. Лаптев, А.А. Минх, - М.: «Физкультура и спорт», 1979. – 288 с.

3. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Возрастная анатомия и физиология. /  Е.Н.  Назарова, Ю.Д. Жилов, - М. : Академия, 2008. –272 с.

4. Фомин Н.А. Физиология Человека. / Н.А. Фомин, - М,: «Просвещение» «Владос», 1995. – 416 с5.