Акмуллинская олимпиада

Савина Татьяна Владимировна

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский экологический центр»

Руководитель: Гизатуллина Гульназ Фанисовна педагог доп. обр.

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕКИ АШКАДАР МЕТОДОМ БИОТЕСТИРОВАНИЯ

В условиях возрастающей антропогенной нагрузки особенно актуальными становятся как фундаментальные научные задачи изучения биоразнообразия водных экосистем, так и прикладные задачи его использования и сохранения. В связи с этим возникает острая необходимость изучения функционирования всех звеньев речных экосистем.

Качество среды обитания по состоянию группировок гидробионтов, таких как зоопланктон, оценивает биоиндикация, основываясь на показателях состава, структуры и обилия этих сообществ. По их отклику, реакции на условия обитания судят об экологическом состоянии водоемов. В последнее десятилетие биоиндикации качества среды и состояния водных экосистем придаётся всё большее значение.

Зоопланктонное сообщество, как и другое сообщество водной экосистемы, характеризуется относительным постоянством видового состава, динамической устойчивостью, определенной присущей ему организацией. Изменение условий существования организмов отражается на видовом составе, количественных показателях, соотношении отдельных токсономических групп. Таким образом, зоопланктон может служить хорошим показателем условий среды и качества воды водоемов

Цели работы: Оценка экологического состояния реки Ашкадар путём изучения состава беспозвоночных-гидробионтов.

Задачи:

1. Освоить методики биоиндикации, сапробиологический анализ;

2. Подобрать литературные источники по данной теме и изучить их;

3. Определить экологическое состояние водных объектов по зоопланктону;

4. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

Практическая значимость исследований заключается в том, что их можно использовать органам природоохранных организаций для проведения мониторинга рек.

Методы:

1. Анализ литературы, посвящённой объекту исследования.

2. Практическая работа на створах и в лабораторных условиях на основе метода биоиндикации.

3. Обработка полученной информации.

4. Фотосъёмка выполнения работ.

Методика «Индекс Майера»

Метод основан на том, что различные группы водных беспозвоночных приурочены к водным объектам с определенной степенью загрязненности. При этом организмы-индикаторы относят к одному из трех разделов.

Нужно отметить, какие из приведенных в таблице групп обнару­жены в пробах. Количество найденных групп из первого раздела не­обходимо умножить на 3, количество групп из второго раздела – на 2, а из третьего раздела – на 1. Получившиеся цифры складывают.

По значению суммы S (в баллах) оценивают степень загрязненности водного объекта: более 22 баллов – водоем чистый и имеет 1 класс качества; 17-21 баллов – 2 класс качества; 11-16 баллов – умеренная загрязненность, 3 класс качества; менее 11 – водный объект грязный, 4-7 класс качества.

Шкала и метод оценки качества вод (С.Г. Николаев)

Метод предполагает сбор качественных данных со всех донных субстратов реки и определение беспозвоночных до родов или се­мейств. По Николаеву речные воды делятся на 6 классов по качеству (приблизительно соответствующие градациям сапробности):

1 – очень чистые (ксеносапробные);

2 – чистые (олигосапробные);

3 – умеренно загрязненные (b-мезосапробные);

4 – загрязненные (a-мезосапробные);

5 –грязные (b-полисапробные);

6 – очень грязные (а-полисапробные).

При оценке по методу Николаева нужно для каждого класса качества вод в таблице подсчитать число найденных таксонов; умножить его на значимость таксона (последняя строка таблицы); выбрать класс качества вод, набравший наибольшее число очков. Особняком стоит 6-й класс качества вод, в котором макробентос не должен встречаться вообще (что и является критерием принадлежности к этому классу).

Результаты исследования

Исследования проводилось в августе 2014 года, во время экологического лагеря. Объекты исследования является река Ашкадар. Отбор производили в трех точках:

1) Точка №1(Район Заашкадарье);

2) Точка №2 (Городской пляж);

3) Точка №3 (Устье р.Ашкадар).

Мною были определены следующие виды водных организмов:

Опыт №1. Согласно методике «Индекс Майера» я выяснила, какие индикаторные группы имеются в исследуемой реке. Количество найденных групп из первого раздела умножила на 3, количество групп из второго раздела – на 2, а из третьего раздела – на 1. Получившиеся цифры сложила. По значению суммы S (в баллах) оценила степень загрязненности водного объекта:

Точка №1. В пробах№1 были обнаружены таксоны. Характерные для 2-ого, 3-ого, 4-ого классов качества воды. Однако наибольшая суммарная классовая значимость приходится на таксоны 3-ого класса S=2*3+2*2+2*1 =15. Следовательно, вода этого участка реки относится к 3-му классу качества, т.е. вода умеренной загрязненности.

Точка №2. В пробах№2 были обнаружены таксоны. Характерные для 2-ого, 3-ого, 4-ого классов качества воды. Однако наибольшая суммарная классовая значимость приходится на таксоны 3-ого класса. Следовательно, вода этого участка реки относится к 3-му классу качества, т.е. вода удовлетворительно чистая.S=2*3+2*2+2*1=13 баллов, 3 класс качества, умеренная загрязнённость

Точка №3. В пробах№3 были обнаружены таксоны. Характерные для 2-ого, 3-ого, 4-ого классов качества воды. Однако наибольшая суммарная классовая значимость приходится на таксоны 4-ого класса.S=1*3+2*2+2*1=9 баллов, водный объект грязный, 4-7 класс качества.

Опыт №2. Согласно методу оценки качества вод С.Г. Николаева подсчитала для каждого класса каче­ства вод в таблице число найденных таксонов; умножила его на значимость таксона (последняя строка таблицы); выбрала класс качества вод, набравший наибольшее число баллов.

Точка №1. Зоопланктоны, найденные в 1 створе, распределила по таблице оценки качества вод по Николаеву; умножила на значимость каждого таксона. В результате вода в Точке №1 относится к b-мезосапробности (умеренно загрязненная). Точка №2. Вода в Точке №2 относится к a-мезосапробности (загрязненная). Точка №3. Вода в Точке №3 относится к a-мезосапробности (загрязненная).

После этого были определены возможные источники загрязнения: свалки, промышленные и бытовые стоки и т.д. В Реку Ашкадар не вливаются сточные воды промышленных предприятии. Основными источниками являются:антропогенное влияние на пруд (выбрасывание разных стеклянных или пластиковых бутылок, пакетов, коробок и т.д.);расположение реки Ашкадар рядом с железнодорожным полотном;влияние близости частного сектора.

Результат исследования: При проведении исследований на 3 створах р. Ашкадар, нами было определено, что качество водной среды в первом створе относится к 2 и 3(удовлетворительной чистоты – умеренная загрязненость) классами качества. Во втором створе класс качества воды ухудшился и стал соответствовать 3-ему (удовлетворительной чистоты) классу качества. В третьем створе исследования класс качества воды ещё немного ухудшился и стал соответствовать 4 (удовлетворительной чистоты).

Использованная литература

1. Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: Учебн. - методическое пособие / Т.Я. Ашихмина, Н.Б. Зубкина; под ред. Т.Я. Ашихминой - М.: Академический проект, 2005. - 205 с.

2. Емельянов А. Г. Основы природопользования / А.Г. Емельянова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с

3. Захаров В.Н. Практикум по микробиологии / В.Н. Захаров, Ф.А. Тихомиров. - М.: Колос, 1998. - 108 с.

4. Криволуцкий Д.А. Экологическое нормирование на примере радиоактивного загрязнения экосистем //Д.А. Криволуцкий и др.// Методы биоиндикации окружающей среды в районах АЭС. - М.: Наука, 1988. – 145.

5. Полетаев П.И., Швецов М.М. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды / П.И Полетаев. - М.: Знание, 1982. - 64 с.

6. Рянский Ф.Н. И экология, и экономика / Ф.Н. Рянский. - Благовещенск: АО Благ. кн.изд., 1990. - 160 с.

7. Соловых Г.Н. Биотехническое направление в решении экологических проблем / Г.Н. Соловых и др. - Екатеринбург: Ур. отд. РАН, 2003. - 178 с.

8. Федорова А.И., Никольская А.И. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 142 с.