Ардашов Андрей
ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат I вида (для глухих детей), г. Уфа
Научный руководитель: Акбердина Н.А., учитель биологии
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
«К тому, кто был глух к природе с детства,
кто в детские годы не подобрал выпавшего
из гнезда птенца, не открыл для себя красоты
природы первой весенней травы, к тому потом
с трудом достучится чувство прекрасного, чувство
поэзии, а может быть, и простая человечность».
В.А.Сухомлинский
Проблема экологического воспитания – одна из важнейших проблем, стоящих перед человечеством в настоящее время. В связи с этим главной задачей является формирование экологического сознания у людей, начиная с детского возраста.
Экологическое сознание оказывает влияние на восприятие природных объектов и явлений и на отношение к ним. Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в ХХ столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носит его отношения с природой. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе [1].
Цельюданнойработы явилось изучение уровня экологического сознания учащихся ГБОУ Уфимской специальной (коррекционной)общеобразовательной школы-интерната I вида г.Уфы.
В работе были поставлены следующие задачи:
· подбор и изучение литературы по данной проблеме;
· освоение методики диагностики уровня экологического сознания;
· проведение тестирования учащихся;
· обработка результатов;
· оценка уровня экологического сознания учащихся.
Объектом исследований были учащиеся 8-х классов ГБОУ школы-интерната I вида г.Уфы.
В тестировании приняли участие ученики 8А и 8Б классов.
Метод исследования – тестирование. Учащиеся отвечали на вопросы теста по методике «ЭЗОП», который позволяет определить тип доминирующей установки человека в отношении природы [2].
Выделяют четыре типа таких установок:
· личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка);
· личность воспринимает природу как объект знаний, изучения («когнитивная» установка);
· личность воспринимает природу как объект охраны («этическая» установка);
· личность воспринимает природу как объект пользы («прагматическая» установка).
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Тестируемому человеку нужно выбрать одно из пяти слов, которое он считает наиболее подходящим для стимульного слова. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данного человека [2].
Результаты исследования показали следующее.
Результаты тестирования учащихся 8Б класса по этой же методике представлены в таблице 2.
Как видно из данных учащиеся 8Б класса одинаково воспринимают природу как объект пользы и охраны. Эти установки в отношении природы имеют самый высокий балл – 3,3. В меньшей степени ученики этого класса воспринимают природу как объект изучения (средний балл 2,9) и объект красоты (средний балл 2,6).
Как видно из данных этой таблицы у учащихся 8-х классов ведущей в отношении природы является прагматическая установка (I ранг), т.е. восприятие природы как объекта пользы (П). А самый низкий III ранг присвоен эстетической установке – восприятию учащимися природы как объекта красоты (К).
Заключение
Результаты тестирования учащихся 8-х классов нашего лицея по методике «ЭЗОП» показали следующее.
Природа воспринимается учащимися прежде всего как объект пользы для человека. Ведущей является прагматическая установка в отношении природы (I ранг).
На втором месте у этих же учеников отношение к природе как к объекту изучения (когнитивная установка II ранг).
В меньшей степени ученики воспринимают природу как объект красоты (эстетическая установка III ранг).
А отношение к природе как к объекту охраны у учеников 8А и 8Б классов оказалось разным. Наивысший I ранг присвоен этой установке в 8Б классе, а наименьший III ранг – в 8А классе.
Полученные результаты исследования показывают, что учащимся 8-х классов нужно активнее участвовать в различных мероприятиях по защите, уходу, улучшению окружающей природы для того чтобы повысить уровень своей экологической культуры и экологического сознания. Потому что именно уровень экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе. А от этого будет зависеть будущее всего человечества.
Список использованных источников
1. Медведев В.И., Алдашев А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. М.: Логос, 2001.
2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.