Акмуллинская олимпиада

Макеева Полина

МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» Демского района городского округа город Уфа

Руководители: педагог ДО  высшей категории Степаненко В.К.

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. За последнее время всё большее значения приобретает проблема физиологической незрелости детей. Число таких детей постоянно растёт. Это доношенные дети, родившиеся в срок, с нормальным весом (3-3,5 кг) и длинной тела (50-52 см), но функционально незрелые.

Эти дети отличаются слабым типом нервной системы, малой выраженностью положительных эмоций, эмоциональной нестабильностью, низкой устойчивостью к инфекционным и простудным заболеваниям (сниженный иммунитет), задержкой полового развития (инфантилизм), низкой умственной и физической работоспособности.

Цель исследования. Определить влияние регулярных занятий в спортивных секциях на состояние вегетативной нервной системы подростков.

Объект исследования. Учащиеся 9-х классов СОШ № 104 Дёмского района г. Уфы. Всего обследовано 43 подростка, из них 22 мальчика и 5 девочек спортивной группы, 4 мальчика и 12 девочек контрольной.

Предмет исследования. Состояние вестибулярной сенсорной и вегетативной нервной системы подростков.

Задачи:

1. Провести анкетирование с целью изучения образа жизни подростков.

2. Определить  функциональное состояние органов равновесия и порога чувствительности вестибулярного анализатора, соотношение симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы подростков, регулярно занимающихся в спортивных секциях и подростков неспортивной группы.

Практическая значимость. Данная работа может быть использована педагогами, психологами, родителями для пропаганды здорового образа жизни и актуальности регулярных занятий спортом.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Влияние систематических физических нагрузок на развитие функций, здоровье и работоспособность детей.

Основными признаками физиологической незрелости является мышечная гипотония, которая сопровождается пониженной двигательной активностью. Только постепенное наращивание мышечной деятельности может нормализовать функционирование центральной нервной системы, сенсорных систем, секрецию эндокринных желез, работу систем кровообращения и дыхания и других систем организма.

Начало спортивной специализации в различных видах спорта должны быть не ранним, а своевременным. Форсирование физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма (Текаго, 2003).

Ранняя спортивная специализация при недостаточной адекватности применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ребёнка, ограничить спортивные достижения. При больших психо-эмоциональных напряжениях и низких энерготратах спортивные упражнения могут задерживать развитие функций сердца (Дубровский, 1998).

У тренированных школьников по сравнению со сверстниками, не занимающимися физическими упражнениями, отмечается ускорение процессов врабатывания и восстановления, появления периода устойчивого состояния во время работы, проявление синхронизации частоты дыхания и частоты шагов (Сологуб, 2001).

Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. В возрасте 10-12 лет устанавливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируются близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчинённой ролью подкорки. Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания – у девочек 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет.

Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций подростков. Возрастает активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным, наблюдается расстройство сна. Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда подростков, которые легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам. Именно в этом возрасте чаще всего возникает тяга к табакокурению, алкоголизму, приёму наркотиков. Одним из важнейших средств  профилактики вредных привычек являются занятия физической культурой и спортом). В коре головного мозга насчитывается до 50 миллиардов нервных клеток (нейронов), объединённых в сложнейшую сеть. Нервные клетки могут находиться в состоянии возбуждения или торможения. Эти два основных процесса характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью. В основе функционирования нервной системы лежат безусловные и условные рефлексы (Куперина, 1970) .

О психическом состоянии спортсмена можно судить по результатам исследования ЦНС и анализаторов. Обследовать спортсмена можно  в состоянии относительного покоя и во время решения  различных сложных задач, а также при  физических нагрузках. Это даёт возможность определить критический уровень отдельных функций, что имеет для спортсмена большое значение. Не секрет, что каждое соревнование является «критической ситуацией», требующей от спортсмена максимальной концентрации физических и психических качеств (Дубровский, 1998). Любое нарушение психического здоровья (по аналогии с физическим) связано, с одной стороны, с врождёнными особенностями психики, с другой – с воздействующими в процессе жизни факторами - чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами. И то, и другое может обуславливать низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватность поведения и деформацию «Я – концепция» (Апанасенко, 2000).

Стресс предназначен для сохранения организма как целого, когда привычные условия существования внезапно изменяются. Несмотря на примеры неблагоприятных последствий стресса, следует помнить, что стрессовая реакция возникла в эволюции, закрепилась и постоянно совершенствуется именно благодаря тому, что посредством её организм человека приспосабливается к изменениям в окружающей нас физической и социальной среде. Умеренные по силе стрессы только полезны (Жуков, 2004).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводится в четырёх режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Первый режим: ноги вместе, руки вперёд, пальцы раздвинуты, глаза закрыты; второй режим: то же самое, только одна нога на шаг вперёд; третий режим: пятка одной ноги ставится на колено другой; четвёртый режим: «ласточка». «Очень хорошо», если в каждой позе подросток сохраняет равновесие в течение 15с и при этом не наблюдаются пошатывание тела, дрожание рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 секунд нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно».

Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом человек по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери равновесия. Норма-28 и более секунд.

Пальценосовая проба. Обследуемый по очереди дотрагивается указательными пальцами до кончика носа с открытыми глазами, а затем – с закрытыми. В норме отмечается попадание.

Глазодвигательный рефлекс Ашнера. Определяется ЧСС в исходном положении лёжа с закрытыми глазами, затем надавливаем на глазные яблоки пациента и через 10-15 секунд, не прекращая надавливания, ещё раз подсчитываем ЧСС. Норма - замедление пульса на 4-10 ударов в минуту, более чем на 10 уд/мин - повышение возбудимости парасимпатического отдела НС, а замедление на 2-4 уд/мин или учащение пульса - извращённая реакция - преобладании тонуса симпатической НС.

Клиностатический рефлекс Даниелополу. Определяют ЧСС в исходном положении стоя, затем через 10-25 секунд пульс лёжа. В норме замедление пульса на 4-6 уд/мин, более чем на 6 уд/мин – повышенная возбудимость парасимпатической НС, а отсутствие реакции или её парадоксальный характер (ускорение) говорит о преобладании тонуса симпатической НС.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В результате проведённого анкетирования мы выяснили, что  среди учащихся 9х классов СОШ №104, 85% мальчиков и 39% девочек занимаются в спортивных секциях. Это значительно влияет на их образ жизни: 7% мальчиков и 34% девочек имеют хронические заболевания, 16% девочек курят, а у мальчиков это показатель равен 7%. Алкоголь в виде пива употребляют 16% девочек и 23% мальчиков. Мальчики находят время для отдыха, а девочки очень редко отдыхают. Девочки и мальчики увлекаются компьютером (67% и 62% соответственно), только 23% мальчиков отдают все свободное время компьютеру.

Провели  анализ состояния системы координации движений, в которую входят мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубоко-мышечной  чувствительности, кора теменной и височной областей.

Проба Ромберга показала, что все подростки первую и вторую позу выполнили на оценку «хорошо». Отклонения появились при выполнении третьей позы. Мальчики и девочки, занимающиеся в спортивных секциях, эту позу выполнили на оценку «хорошо» – 40%, «удовлетворительно» – 60%.

В неспортивной группе третью позу выполнили 25% мальчиков и 30% девочек. Четвёртую позу («Ласточку») смогли выполнить только 40 % мальчиков и 15% девочек спортсменов на оценку «удовлетворительно». Остальные не справились.

Тест Яроцского позволяет определить порог чувствительности вестибулярного аппарата, 40% мальчиков и 65% девочек спортивной группы сохранили равновесие 28 и более секунд, что считается нормой. Среди остальных ребят  в норму вошли 27% мальчиков и 44% девочек.

Пальценосовая проба была выполнена на «отлично» всеми подростками.

Состояние вегетативной нервной системы (ВНС) оценивалось по висцеральным рефлексом и симптомам  их нарушения.

Глазодвигательный рефлекс Ашнера определил нормальное состояние ВНС у 40% мальчиков и 60%  девочек – спортсменов. В обычной группе  этот показатель был равен 40 % и 45% соответственно.

Повышенная возбудимость парасимпатического отдела ВНС наблюдалась у 40% мальчиков и  45% девочек – спортивной группы, а в неспортивной – у 60% мальчиков и 55% девочек.

Преобладание тонуса симпатической нервной системы имело место у 60% мальчиков и 55% девочек – спортсменов.

В неспортивной группе преобладание тонуса симпатической неравной системы определилось у 20% мальчиков и 30% девочек.

Клиностатический рефлекс Даниелиполу определил нормальное состояние ВНС у 23% мальков и 30% девочек – спортивной группы, в обычной у 10% мальчиков и 20% девочек. Повышенную возбудимость парасимпатического отдела ВНС  имели 22% мальчиков и 25% девочек- спортсменов.  В контрольной группе она прослеживалась у 75% мальчиков и 70% девочек.

Повышенный тонус симпатического отдела ВНС присутствовал у 55% мальчиков и 45% девочек спортсменов, а у не спортсменов 15% и 10% соответственно.

Выводы

1. Большая часть учащихся 9-х классов СОШ №104 занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни, но несколько  злоупотребляют  работой за компьютером.

2. Хорошее состояние органов равновесия и высокий порог чувствительности вестибулярного анализатора присутствует в спортивной группе, а в контрольной эти показатели снижены. Нормальное соотношение симпатического и парасимпатического отделов ВНС наблюдается у небольшой группы подростков. У основной части спортивной группы преобладает симпатический отдел ВНС. В контрольной группе имеет место преобладание парасимпатического отдела ВНС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. – Медицинская валелогия. Ростова-на-Дону «Феникс». 2000. Стр. 74-76

2. Дубровский В.И. – Спортивная медицина. М: «Гуманит. Изд. Центр Владос». 1998.

3. Курепин М.М. – Анатомия человека. М., Просвещение 1970.

4. Соколов А.С., Сологуб Е.Б. – Физиология человека. М.: «Терра-Спорт, Олимпия Пресс» 2001 cтр. 400-411.

5. Петровский Б.В. – Популярная медицинская энциклопедия. М., «Советская энциклопедия», 1987. стр. 398

6. Тегако Л.И., Марфина О.В. – Практическая антропология.  Ростов-на-Дону «Феникс» 2003.

7. Жуков Д.А. «Стресс»,  ж. «Биология в школе» №2, 2004. стр. 12.