Акмуллинская олимпиада

Ларина Анна

МБОУ ДОД "ДЭБЦ" Дёмского района городского округа города Уфа

Научный руководитель: Степаненко Валентина Кузьминична, педагог ДО высшей категории "Детского эколого-биологического центра"

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ, РАБОТОСПРОСОБНОСТЬ И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ЛАБИЛЬНОСТЬ

Актуальность: Учёт психофизических особенностей юных спортсменов позволит предъявить нормативные требования в соответствии с возможностями занимающихся, а тренеру осуществлять спортивный отбор и адекватно оценивать соответствие психофизиологического статуса спортсмена морфофункциональной модельной характеристике вида спорта.

Цель: определить влияние физической активности на скорость реакции, темп работоспособности и интеллектуальную лабильность.

Задачи:

1. Провести анкетирование учащихся.

2. Исследовать скорость реакции учащихся 4-го и 9-го классов.

3. Диагностировать индивидуально-типологические особенности по теппинг-тесту Е.П. Ильина.

4. Диагностировать способности к обучению по методике "Интеллектуальная лабильность".

5. Сравнить показатели спортивных и неспортивных мальчиков и девочек разного возраста.

Практическая значимость: Данная работа может быть использована для индивидуального дифференцированного подхода в спортивной деятельности и оптимизации учебно-тренировочного процесса.

Тест на скорость реакции. Обследуемый стоит, распределяя вес равномерно на обе ноги и вытянув вперёд сильнейшую руку. Линейка, длиной 40 см, держится рядом с ладонью, начальная отметка совмещена с ребром ладони. После команды "Начали!" человек, держащий линейку, должен отпустить её в течение пяти секунд. Задача обследуемого – как можно быстрее поймать линейку. Затем нужно посмотреть, на какой отметке находится ребро ладони.

Теппинг-тест Ильина. Методика проводится строго индивидуально. Испытуемому выдается бланк теппинг-теста. Это лист бумаги, разделенный на 6 равных квадратов 4х4 см и шариковая ручка. Психолог сообщает порядок выполнения задания. По его сигналу необходимо начать максимально быстро ставить точки в квадратах бланка, последовательно переходя от первого до шестого. Время работы в каждом квадрате 5 секунд. Переходить с одного квадрата на другой следует по команде «Переход», не прерывая работы. При этом обращается внимание на нумерацию квадратов (по часовой стрелке).

Интеллектуальная лабильность. Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимании и быстроты действий. В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем.

Выводы

1. По результатам анкетирования учащихся, больше половины четвероклассников занимаются в спортивных секциях и считают себя здоровыми. Среди девятиклассников только треть не занимается спортом и основная масса всех учащихся не жалуется на здоровье.

2. Скорость реакции оказалась несколько выше у четвероклассников спортивной группы, а в девятых классах  неспортивной.

3. Высокий темп работоспособности присутствовал только у небольшой группы мальчиков девятого класса, как в спортивной группе, так и неспортивной. У девочек данный темп наблюдается в неспортивной группе (20%). Основная масса девятиклассников показала  средний темп работоспособности.  Учащиеся четвёртого класса проявили только средне-слабый и слабый и слабый тип работоспособности.

4. Высокая интеллектуальная лабильность (способность к обучению) имела место только у небольшой группы учащихся девятого класса,  как в спортивной так и неспортивной группах. Основная часть девятиклассников проявили среднюю способность к обучению. Ученики четвертого класса проявили значительно большую способность к обучению, чем девятиклассники, причем этот показатель лучше в спортивной группе.

5. В работе выявлено положительное влияние физической активности на скорость реакции и темп работоспособности, а также на интеллектуальную лабильность учащихся младшего школьного звена.

Литература:

1Беленко И.С. Журнал "Вестник Томского государственного педагогического университета"Выпуск № 3 / 2009;

2. Реан А.А. Психология подростка; Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. М., 2003;