Акмуллинская олимпиада

Как развивать уникальные способности детей

Одаренность детей может не оформиться с возрастом в определенные достижения в той или иной сфере деятельности. Поэтому часто родителей беспокоит вопрос: а стоит ли развивать детскую одаренность? Нужно ли сконцентрировать свое внимание на какой-то одной способности или же следует охватить как можно более широкий спектр деятельности?

Очень часто в «погоне» за одной способностью родители могут упускать из виду другие, также достойные внимания способности своего ребенка. В этом случае развитие может получиться односторонним, неполноценным. В то же время, постоянное предложение ребенку все новых и новых видов деятельности может его сильно утомлять.

Пока ребенок еще мал, решение о том, стоит ли развивать его одаренность в какой-то специфической области, ложится полностью на плечи родителей. Не стоит пытаться насильно развить в ребенке ту или иную способность, лучше мягко направлять ребенка, помогая ему самостоятельно выбрать то, чем он хотел бы заниматься.

Мудрые родители следят не за успехами юного дарования, а за тем, чтобы малыша не оставляло чувство игры в области его одаренности. Наибольшее удовольствие ребенок должен получать от того, как он делает свое дело.

Существуют две стратегии воспитательной работы с одаренными детьми. В практике воспитания конкретного ребенка они так или иначе дополняют друг друга. Но где проходит «золотое сечение» между ними, сказать пока трудно.

Ускорение основано на том, что ребенку в области его одаренности дают больше знаний, чем обычным сверстникам. Одновременно с этим у вундеркинда активно развивают специальные навыки, обслуживающие проявления таланта. На этом педагогическом пути обычно вырастают дети, которые удивляют мир взрослых своими ранними возможностями еще в дошкольном возрасте.

Родители, выбирающие эту дорогу, должны помнить о том, что на использование в работе с их малышом специальных программ ускорения необходимо их, родительское, согласие. Программы ускорения требуют особого внимания к раннему развитию у ребенка зрелых социально-эмоциональных свойств психики, «взрослого» отношения к себе и к миру.

Стратегия обогащения свои первые плоды дает не ранее школьного возраста. Она не отрывает ребенка от среды сверстников. Ее приоритетом является своевременное решение социально-психологических проблем растущего таланта. Дополнительная индивидуальная работа в области одаренности ребенка заключается в том, что на занятиях он получает не новую, как в случае ускорения, информацию, а материал более сложный, чем сверстники. Такой принцип развития можно представить как движение вглубь. Главное внимание на специальных занятиях уделяется не столько расширению профессионального кругозора, сколько развитию интереса к творчеству. У детей поощряют их нежелание приспосабливаться к общепринятым образцам действий. Им дают возможность выражать своими средствами (или, по желанию, с помощью освоенных «чужих» методов) свой собственный мир. Это стратегия предоставления малышу возможности практически развить дарование, не загоняя его в рамки культурных традиций. Обогащение обычно сочетается с практикой развития у ребенка иных, «невыдающихся», способностей.

Итак, отношение к проявлениям у ребенка необычайных для его возраста возможностей должно быть «взвешенным». Возрастные предпосылки способностей в ходе развития могут ослабевать и сходить на нет: у феноменального ребенка могут и не сформироваться социально значимые способности. «Скороспелость» может иметь и свои теневые стороны, например несоответствие между разными сторонами развития. Существенно поэтому, чтобы при быстром развитии одаренности возрастное развитие соответствовало определенному периоду детства.

Педагоги часто говорят, что лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях - это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне применимой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни.

Компетентный родитель - прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.