Акмуллинская олимпиада

Многообразие типов одаренности

Наряду с теорией общей одаренности, идущей от Ч.Спирмена, где в качестве основы развития рассматривалась общая или умственная одаренность, известную популярность получили сейчас так называемые многофакторные концепции одаренности, оказавшиеся, по мнению ряда психологов, более эвристичными в научном и более эффективными в практическом отношении.

Так, согласно теории Ховарда Гарднера, существует множество видов интеллекта. Каждый из них независим от других и функционирует как отдельная система по своим собственным правилам. Автором выделяются следующие типы одаренности, которые он именует «интеллектами».

1.  Лингвистический – искусное владение языком, любовь к словам и стремление их исследовать.

2.  Логико-математический – рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаимоотношениях и взаимосвязях.

3.  Музыкальный – способность не только сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре, но так же воспринимать их такими, как языковой, пространственный и телесно-кинетический.

4.  Пространственный – способность точно воспринимать зрительные объекты, трансформировать их и модифицировать зрительные образы и перестраивать их даже в отсутствие физических стимулов.

5.  Телесно-кинетический – совершенное владение телом и искусное манипулирование предметами.

6.  Интраперсональный – умелое распознавание своих собственных чувств и настроений.

7.  Интерперсональный – умелое распознавание чувств, настроений, душевных состояний других людей, а так же использование этой информации для управления поведением.

Значительно более широкой известностью, однако, пользуется другая классификация видов интеллекта, предложенная американскими специалистами и являющаяся в определенном смысле официальной в США. В ней выделяются шесть основных видов одаренности.

  Интеллектуальный – основанный на высоком уровне абстрактно-логического мышления.

  Академический, являющийся фактически высокой способностью к обучению.

  Социальный – проявляющийся в способности к социальным контактам и, соответственно, организации социальных связей.

  Художественный – представляющий собой способность к образной деятельности в разных ее формах (музыкальной, изобразительной, литературной, сценической и т.д.)

  Практический – т.е. высокая способность к конкретной предметной деятельности (например, изобразительство).

  Психомоторный – т.е. способность к деятельности моторного типа (например, спортивная деятельность).

Исследования Шумаковой. Н. Б., Щелбановой Е.И., Юркевич В.С. показывают, что общеобразовательная школа в реальности ориентируются по преимуществу только на два основных типа одаренности: на интеллектуальный (уровень абстрактно-логического мышления) и академический (способность к обучению). Следует отметить, что эти типы одаренности, весьма различные по природе и по процессу, вообще многими педагогами часто смешиваются, и за высокий интеллект принимается именно способность к обучению.

В исследования Юркевич В. С. также показано, что часть учителей, особенно в младших классах, основывает свое представление о способностях исключительно на результатах успеваемости ребенка, что значительно обедняет проблему выявления одаренности.

Нельзя также не сказать о том, что в настоящее время общество предъявляет специальный заказ на выявление социальной одаренности у подростков и старших классов. Именно здесь существует особенно большие проблемы, так как дети с высокими социальными способностями рассматриваются как нарушители дисциплины и даже «хулиганы». Проблема заключается в рассмотрении условий обучения и воспитания, а в целом – в социализации таких детей.

Вообще же задачами многофакторного выявления одаренности, с одной стороны, и повышения грамотности учителей в понимании развития способностей, с другой, становятся сейчас едва ли не основной задачей как для отечественной, так и для зарубежных систем образования. Значимость этой задачи резко возрастает в связи с подходом к школе как институту защиты детства.