Акмуллинская олимпиада

Рекомендации к составлению учебного плана предметного обучения для одаренных детей

Учебный план школы. Составление учебного плана.

Школа будет успешной, если развитие  осуществляется гармонично. Здесь важно все:  виды, методы, формы работы учителя, благоприятный психологический климат для учителя и ученика, взаимосвязь воспитания и обучения, социальное партнерство, система работы с одаренными детьми. Широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность  обеспечивает его благополучное развитие.  В ч. 3. ст. 28. п. 6 Федерального  закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится …разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.  Важнейшей частью основных образовательных про¬грамм общеобразовательных организаций являются учебные планы, которые представляют собой са¬мый обобщенный уровень представления содержания образования. Учебный план является локальным нормативным правовым актом и неотъемлемой частью организационного раздела соответствующей основной образовательной программы и механизмом ее реализации.

  В ч. 1. ст. 2. п. 22. Федерального  закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано определение понятия учебный план:  Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей образовательной программы по уровням образования, с учетом обучения детей с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный план  МБОУ Гимназия с.Кушнаренково соответствует вышеперечисленным требованиям. Он разработан в МБОУ Гимназия с.Кушнаренково  и согласован с Муниципальным казенным управлением  Отдел образования муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан.. Его разработка начинается с изучения Базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.  (Приложение 1).

Назначение учебного плана:

- гарантировать получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;

- предоставить обучающимся возможность как более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;

- сохранение единого образовательного пространства.

  Базисный учебный план:

- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;

- распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

  Структура учебного плана  1-7 классов включает две части:

 - обязательная часть:

 - часть, формируемая участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу начального, основного общего образования, и учебное время, отводимое  на их изучение по классам(годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание  образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их  родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на:

- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;

- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;

- другие виды деятельности учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В ч. 1. ст. 2. п. 23. -  индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

В интересах детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося  (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования.

Стандарт предъявляет требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1643,1644, 1645).

В учебном плане  начального общего образования  устанавливается соотношение между обязательной частью (80%) и частью, формируемой участниками образовательных отношений (20%), а в учебных планах 5-7 классов по ФГОС  обязательная часть составляет 70% и часть, формируемая участниками образовательных отношений 30%, включая направления внеурочной деятельности.

Структура учебного плана 8-9 классов по ФК ГОС содержит:

-  федеральный компонент (75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение  основных образовательных программ общего образования;

-  регионального компонента ( 10%)

-  компонента образовательной организации (10%).

  Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов 10-11 классов по ФК ГОС  определяется пропорцией 50:30:20.

  Из пяти вариантов примерного учебного плана основного общего образования (недельного) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом МБОУ Гимназия с.Кушнаренково выбрала вариант №3 (для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России) (приказ Министерства образования Республики Башкортостан №905 от 29.04.2015г).

  В структуре учебного плана  выделяются:

- инвариативная часть (обязательная для всех школ), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

- вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой приводятся следующие сведения:  краткая характеристика учебных предметов основной части учебного плана и курсов части, формируемой участниками образовательных отношений,  формы промежуточной аттестации обучающихся.  Задача образовательной организации:

- спроектировать вариативную часть своего учебного плана так, чтобы он учитывал особенности и интересы обучающихся;

- возможности педагогического коллектива;

- отражал основное назначение данной школы;

- результаты учебно-методической работы за прошлые годы;

- планы по развитию образовательной деятельности;

  Статус учебного плана:

- универсальный,

- базовый,

- профильный, т.е. ориентированный на выполнение базовых стандартов образования в области гос.заказа и в области заказа ученика, родителя и местного сообщества.

  Часы  компонента образовательной организации  при условии наличия соответствующих учебных программ могут решать следующие задачи:

- развитие содержания базовых учебных предметов;

- дифференциация содержания обучения в соответствии с интересами и возможностями обучающихся;

- создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации;

- подготовка к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам;

- организация деятельности учащихся на этапе предпрофильной подготовки.

  Педагогический коллектив принимает решения и несет ответственность за содержание и проведение предметов  части, формируемой участниками образовательных отношений.

Для этого в учебные планы  гимназии включены  программы элективных курсов,  со второго  класса введено обучение английского языка, с пятого класса – обучение предмета «Информатика и ИКТ», с седьмого - химии.

Созданы условия для образования старшеклассников в соответствии  с их профессиональными интересами.  Предпрофильное и профильное обучение  начинается с 9 класса. (Приложение 2).

Учебные планы для обучающихся 8-9 классов по ФК ГОС  рассмотрены и утверждены на основании решений родительского собрания (протокол родительского собрания от 10.08.2017г.), совета родителей (протокол от 10.08.2017г.), совета обучающихся (протокол от 11.08.2017г.), педагогического совета (протокол от 14.08.2017г.№ 1)

в 8-х классах  5 часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательной организации распределены следующим образом:

- 2 часа регионального (национально-регионального) компонента выделены на изучение предмета « Родной язык и литература»,

- 2 часа в  неделю выделены на изучение предмета « Башкирский язык».

1 час компонента образовательной организации выделен на изучение предмета «История и культура Башкортостана»;

в 9-х классах 6 часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательной организации распределены следующим образом:

- 2 часа регионального (национально-регионального) компонента выделены на изучение предмета « Родной язык и литература»,

- 2 часа в  неделю выделены на изучение предмета « Башкирский язык»,

- 1 час выделен на изучение предмета «История и культура Башкортостана».

  1 час компонента образовательной организации выделен для  организации предпрофильной подготовки обучающихся. Курс «Я и моя будущая профессия» направлен  помочь обучающимся в выборе будущей профессии и осмысленно выбрать будущий профиля обучения. Целенаправленную  работу по данному курсу ведет учитель географии Салытова Ирина Леонидовна. Издан приказ и утверждены рабочая программа данного курса, план работы (Приложение 3).

  Рассмотрим учебный план для обучающихся 10 - 11-х классов. Традиционно функционируют физико-математический, социально-экономический профили  и  в соответствии с результатами анкетирования выпускников 9-х классов и их родителей, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также решения педагогического совета МБОУ Гимназия с. Кушнаренково в 2017 г.  открыт 10 класс для универсального обучения обучающихся (непрофильное обучение).

Учебный план разработан  на основе  регионального базисного учебного плана и примерных  учебных  планов для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы  основного общего и среднего общего  образования, утвержденных на заседании Коллегии Министерства образования Республики Башкортостан (протокол от 04.08.2017г. № 4) и содержит все структурные элементы плана.

7 часов компонента образовательной организации распределены по решению педагогического совета с учетом образовательных запросов обучающихся и их родителей следующим образом:

3 учебных часа компонента образовательной организации в учебном плане используются для увеличения количества учебных часов, отводимых на предметы базисного учебного плана -

1 час на изучение русского языка,

2 часа на изучение математики.

1 час в I полугодии X класса отводится на элективный курс по русскому языку «Обучение сочинению разных жанров», это продиктовано необходимостью подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения (изложения). Во II полугодии этот час отводится на изучение предмета «Астрономия» как обязательного на основании приказа Минобрнауки России от 7.06.2017г N506. (Предмет «Астрономия» как обязательный изучается во II полугодии X класса и в I полугодии XI класса в объеме 35 часов).

3 учебных часа компонента образовательной организации в учебном плане используются для организации  следующих элективных курсов по профильным направлениям: физико-математическое (элективные курсы по физике, математике (профильный уровень), информатике), химико-биологическое (элективные курсы по химии, биологии, математике), социально-экономическое (курсы по обществознанию (включая экономику и право), истории, математике). Каждый обучающийся имеет возможность по индивидуальному образовательному маршруту изучать элективные курсы.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. (Приложение 4).