Акмуллинская олимпиада

Эбергардт Екатерина Андреевна, ученица 8 класса ГУО «Петковичская средняя школа Дзержинского района» Минская область, Беларусь

Руководитель: учитель биологии Живицкая Ольга Витольдовна.

Научный консультант: преподаватель географического факультета БГУ, к.б.н. Шалькевич Франц Емельянович

ОЦЕНКА ЗАГРУЖЕННОСТИ УЧАСТКА ДОРОГИ МИНСК-ДЗЕРЖИНСК В РАЙОНЕ Д.ПЕТКОВИЧИ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АВТОТРАНСПОРТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ОТРАБОТАННЫМИ ГАЗАМИ АВТОМОБИЛЕЙ

Сегодня как никогда перед человеком стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Основой развития любого общества должна стать гармония человека и природы.

Ученые всего мира твердят о важности и необходимости перехода к зелѐной экономике. Зеленая экономика – направление в экономической науке, сформировавшееся в последние 2 десятилетия, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью (9). Зеленая экономика – это отрасли, которые создают и увеличивают природный капитал земли или уменьшают экологические угрозы и риски. Всемирный Экономический Форум 2009 г. взял новый глобальный курс на зеленую экономику как единственный путь развития и на реализацию программы выделено $750 млрд. (1% от мирового ВВП).

В основе зеленой экономики – чистые или «зеленые» технологии. Важнейшая среди них – внедрение «зеленой», низкоуглеродной экономики, которая позволяет, с одной стороны, сократить масштабы негативного влияния за счет сокращения выбросов, а с другой – резко повысить конкурентоспособность развитых экономик за счет сокращении зависимости от углеродного сырья и его доли в стоимости конечного продукта (4). Обе эти цели достигаются путем создания системы стимулов инновационного развития для разработки высокоэффективных ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий и достижения экологического равновесия.

Возможности развития «зеленой экономики» изучаются и в Беларуси. Наша страна, идя по пути устойчивого развития, за счет отдельных элементов уже формирует «зеленую экономику», однако это только первые шаги по развитию данного направления. Одним из приоритетов «зеленой экономики» является внедрение экологического транспорта и борьба с выбросами окиси углерода. Но нельзя надеяться на то, что прогресс в повышении качества воздуха будет продолжаться сам собой. Битва за качество воздуха продолжается, поскольку совокупный пробег автомобилей непрерывно растет.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и поиска путей решения проблемы его воздействия на качество среды обитания и здоровье населения.

Чтобы точнее оценить успехи в борьбе с выбросами окиси углерода, мы должны изучить тенденцию, в направлении которой идет изменение общего количества выбросов окиси углерода. Следует также сравнить уровни содержания окиси углерода с установленными стандартами качества воздуха в достаточно большом числе пунктов по всей стране. Именно поэтому мы наладили сотрудничество с кафедрой географической экологии географического факультета БГУ.

Целью данной работы является оценка загруженности участка дороги Минск-Дзержинск в районе д. Петковичи различными видами автотранспорта и определение загрязнения воздушной среды отработанными газами автомобилей, в частности концентрации окиси углерода (СО). Исследование данной работы предопределило ряд задач:

1. Изучение информационных источников по данной теме.

2. Изучение методики данного вида исследований

3. Определение загруженности участка дороги Минск-Дзержинск в районе д. Петковичи различными видами автотранспорта

4. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта (СО) на участке дороги Минск-Дзержинск в районе д. Петковичи.

5. Проанализировать уровень загрязнения атмосферного воздуха в нашем микрорайоне.

Время проведения исследования – январь-февраль 2012 года. В дальнейшем с целью мониторинга мы планируем провести исследование в летний период и сравнить полученные данные. При проведении данного исследования использовались метод наблюдения и камеральный метод.

Определение загруженности автотранспортом участка дороги Минск-Дзержинск в районе д. Петковичи Наблюдение проводилось на участке дороги Минск-Дзержинск, которая находится на расстоянии 500 метров от здания Петковичской средней школы в северо-западном направлении. Подсчѐт автомобилей проводился с обеих сторон движения с замерами в 8, 13, 18 и 23 часа. Подсчѐт производился по 20 мин в каждом из сроков в разные дни недели – понедельник, четверг, воскресенье. Потом из ряда замеров вычислялись средние показатели. Данные о количестве автомобилей заносились в таблицы: Таблица 1

Таким образом, исходя из интенсивности движения машин, суммарная загруженность участка дороги «Минск-Дзержинск» в районе д.Петковичи составляет 573×24=13752 автомобиля в сутки, что является показателем средней интенсивности движения.

Выводы:

1. Изучена методика проведения исследования, определены цели и задачи, составлен план действий по их реализации.

2. На участке дороги «Минск-Дзержинск» в районе д.Петковичи наибольшая интенсивность движения автотранспорта понедельник утром и в воскресенье вечером, что связано с маятниковой миграцией населения.

3. Наибольшую долю среди всего автотранспорта имеют легковые автомобили, их количество в несколько раз превышает количество остальных машин.

4. Исходя из интенсивности движения машин, загруженность участка дороги «Минск-Дзержинск» в районе д.Петковичи – средняя.

Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода на участке дороги Минск – Дзержинск в районе д.Петковичи (по концентрации СО) Оценка участка дороги «Минск – Дзержинск» в районе д.Петковичи: Тип улицы – магистральная дорога с двухсторонним движением, в месте проведения сбора материала на севере от дороги на расстоянии 30 м находится лесополоса. Продольный уклон дороги составляет 2 0 . Определѐн глазомерно.

Скорость ветра в понедельник – 4м/с, четверг – 3 м/с, воскресенье – 8 м/с. Средний показатель – 5 м/с, определялось анемометром, данные сверялись с метеосводкой.

Относительная влажность воздуха во все дни – 85% Шумопоглащающих ограждений нет. Для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода используется формула: Ксо = (0,5 + 0,01 N × Кт) × КА × К У × Кс ×Кв ×Кп , где Кт (коэффициент токсичности) автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО КТ = ∑ Р і ×К Ті , где Рі- доля каждого типа автотранспорта в общем потоке; Кті - определяется из табл.1: Р і лѐгкого грузового автомобиля 0,1 Р і среднего грузового автомобиля 0,08 Р і тяжѐлого грузового автомобиля 0,11 Р і автобусов 0,08 Р і легковых автомобилей 0,63 КТ= 0,1×2,3+0,08×2,9+0,11×0,2+0,08×3,7+0,63×1,0=1,41 Ксо – уровень загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода. N (суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, авто/час) =573 КА (коэффициент аэрации местности) = 1,0 Ку (коэффициент изменения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины уклона) = 1,06 Кс (коэффициент изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра) = 1,05 Кв (коэффициент изменения концентрации окиси углерода в зависимости от влажности воздуха) = 1.15 Кп (коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у перекрестков) = 1 (перекрѐстка нет) Таким образом, Ксо = (0,5+0,01 ×573 ×1,41) ×1,0 ×1,06 ×1,05 ×1,15 ×1,0=10,98 мг/м 3

Выводы:

1. Выброс окиси углерода зависит не только от интенсивности движения и количественного состава автомобилей, но и от погодных условий – влажности воздуха, скорости ветра.

2. Полученный результат превышает предельно допустимый коэффициент выбросов автотранспорта более чем в два раза.

3. В связи с непосредственной близостью транспортной магистрали микрорайон Петковичской средней школы находится в зоне экологической проблемы.

4. Необходимо проведение комплекса мероприятий, которые будут способствовать снижению уровня вредных выбросов.

Заключение

Проведѐнное исследование подтверждает необходимость принятия широкомасштабных и комплексных мер по предотвращению, нейтрализации или хотя бы существенному сокращению тех негативных последствий, которые порождаются автомобилизацией нашей страны. Я считаю, что моѐ исследование может быть одним из аргументов для поддержания нашей страной мероприятий, популярных в мировой практике (1, 2, 3, 7, 17,18):

– широкое внедрение результатов работ по снижению экологической опасности существующих двигателей, используемых нефтяных и синтетических углеводородных топлив для автотранспортных средств;

– поэтапная замена нефтяных топлив на сжиженный природный газ (СПГ) как наиболее чистого из углеводородных топлив. – перспективные разработки по подготовке к переходу на водородную энергетику, которые через 15-20 лет должны будут обеспечить сохранение темпов хозяйственно-экономического развития нашей страны за счет перехода вместе с ведущими странами мира на абсолютно экологически чистое водородное топливо, предполагающего замену ДВС двигателями, оборудованными электрохимическим генератором;

– модернизация дорожного хозяйства и реализация планов строительства дорог и мостов в регионе;

– создание управляющей системы обращения и утилизации отходов АТК, способной обеспечить их селективную и безопасную переработку, а также их вторичное использование в производственно-хозяйственной сфере;

– совершенствование современной нормативно-правовой базы и системы налогообложения и платежей за загрязнение ОС, стимулирующих перевод деятельности АТК на экологически приемлемые технологии (14).

Так же материалы данного исследования можно применять при проведении факультативных и кружковых занятий по экологии, на уроках географии Беларуси, на уроках биологии, при проведении оганизационно -воспитательных мероприятий экологической тематики. Чтобы включиться в глобальную схему зеленой экономики, не нужно кардинально менять свою жизнь. И не обязательно ждать, когда в магазинах будут продаваться исключительно энергосберегающие лампочки или все автомобили переведут на безопасное топливо. Достаточно сделать первый небольшой шаг. Самостоятельно.

Список использованных источников:

1. Болбас М.М. «Основы промышленной экологии» Москва: Высшая школа , 1993 Владимиров A.M. и др. «Охрана окружающей среды» Санкт-Петербург: Гидроме-теоиздат, 1991.

2. Величковский Б.Т. «Здоровье и окружающая среда». М.;1993г. стр.43.

3. Вакулин А. А., Макевнин С. Г.. Охрана природы. М.: изд. Агропромиздат, 1991.

4. Данилов-Данильян В.И. «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?» М: МНЭПУ, 1997 г.

5. Кепм К., Армс К. «Введение в биологию». М.; Издательство «Мир», 1988, стр.280.

6. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д.«Биология в экзаменационных вопросах и ответах». М.: Айрис – Рольф, 1997.стр.286.

7. Мебел Б. «Наука об окружающей среде. Как устроен мир». М.: Мир, 1993.

8. Моисеев Н.Н., Степанов С.А. «Россия в окружающем мире». М.: МНЭПУ, 1998.

9. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М: Финансы и статистика, 1999.

10. Диск. 1С:Школа. Экология. 10-11 класс.