Акмуллинская олимпиада

Хафизова Елизавета Азатовна МБОУ ДОД Дом пионеров и школьников п. Чишмы Чишминский район РБ

Руководитель: Жукова О.И., педагог дополнительного образования

СРАВНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшней молодежи: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму. Культура любого народа является основой формирования в общественном сознании экологической ориентации. У башкирского и русского, татарского и марийского крестьянина было веками воспитано мудрое, бережное отношение к природе. В народном фольклоре земля, вода, дерево, растение овеяны мифами, им поклонялись, приносили жертвы, оберегали. Это и было выражением единства общества и природы. А практику сохранения природы, приумножения ее ресурсов поддерживало многообразие хозяйственных занятий, святость семьи, неразрывная преемственность поколений и понимание единства жизни и природы. В настоящее время ослабла, разрушилась, исчезла органическая взаимосвязь между природой и обществом, природой и человеком.

Цель работы: изучить отношение к формированию экологической культуры у людей разных поколений.

Задачи исследования:

1. Изучить отношение к природе наших далеких предков-башкир.

2. Изучить существует ли преемственность при формировании экологической культуры человека.

3. Провести анкетирование трех поколений жителей поселка с последующей обработкой результатов.

4. Рассмотреть роль семьи в процессе передачи экологических знаний и модели поведения ребенка в природе.

Объект исследования: жители поселка Чишмы трех возрастных категорий:

1 поколение – 1950-1975 года рождения,

2 поколение – 1976-1990 год рождения,

3 поколение – 1990 год рождения и младше (13-16 лет).

Тестирование проводилось анонимно. Методы исследования: поисковый, исследовательский, аналитический, сопоставительный.

Мы считаем, что наша тема актуальна, т.к. именно взаимоотношения поколений, их преемственность важны для формирования личности любого человека, для развития самого общества. Преемственность реализуется, прежде всего, в семье. Здесь приобретается первый опыт нравственности, опыт гуманности, честности, справедливости, а иногда и их антиподы.

Для изучения нашей темы я решила освежить в памяти понятие менталитета. Менталитет, ментальность нации – это склад ума, психические особенности, отражающиеся в национальной культуре, обрядах, отношении к окружающему миру, особенностях выбора духовных ценностей. Среди духовных ценностей ведущую роль занимают морально-нравственные ценности, определяющие формы и критерии взаимоотношений с природой и с окружающими людьми. Совокупность этих взаимоотношений составляет духовную культуру нации. Чем позже сформировался менталитет современной нации, тем меньше он сказывается на отношении к экологическим вопросам.

Так, роль экологической проблематики, например, в менталитете китайцев с их концепциями даосизма или буддизма, остается довольно высокой, менталитет жителей европейских стран мало отражает философские проблемы экологии. Не надо воспитывать у буддиста уважения к живой природе. Оно уже создано менталитетом. У наших предков, у башкир, тоже с малых лет из поколения в поколение воспитывалось великое уважение к природе. О достаточно высоком уровне развития и возникновении экологических традиций, передаваемых из поколения в поколение, свидетельствует ежегодно проводившийся у башкир в прошлом «экологический» праздник – Летний Нардуган, праздник милосердия и сострадания к природе. Это время (с 25 июня по 5 июля) было периодом своеобразного «щадящего режима». В это время устанавливались строгие запреты на охоту, запрещалась ловля рыбы, птиц, рубка деревьев, сенокос. Летний Нардуган демонстрировал подрастающему поколению наглядные уроки нравственного, благоговейного, гуманного отношения к природе, к окружающей среде обитания. Мы считаем, что именно в семье формируется экологическое мировоззрение детей.

Практическая часть исследования

Для исследований нашей темы были выбраны люди трех возрастных категорий. В анализе мы будем называть их «старший возраст», «средний возраст», «подростковый возраст». Им были предложены тесты, которые отражают их отношение к экологическим проблемам и проблемам воспитания экологического мировоззрения в семье, в обществе в целом.

Мы решили сравнить данные анкетирования людей двух поколений – старшего возраста (1950-1975 г.р.) и среднего возраста (1976-1990 г.р.)

На вопрос «Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание в семье?» 100 % опрошенных представителей старшего возраста ответили что необходимо. 70% представителей среднего поколения считают, что экологическое воспитание необходимо проводить в семье, 25% опрошенных посчитали, что экологическим воспитанием должны заниматься в школе, 10% вообще не смогли определиться с ответом.

На вопрос «Как часто вы вместе со своим ребенком выходите в природу?» 80% старшего поколения ответило, что когда их дети были маленькими, они очень часто выезжали на природу. Итоги опроса среднего поколения по этому вопросу показали, что только 43% родителей часто выезжают с детьми в природу, 42% – редко. А ведь именно выезды с ребенком в природу сближают детей и родителей. Именно общаясь с природой можно научиться основным принципам гуманного отношения к ней. То есть современными родителями недооценивается положительный эффект выходов в природу.

На вопрос «Построили ли вы вместе со своим ребенком хоть один скворечник или кормушку?» 75% представителей старшего поколения ответили, что находили время, чтобы заниматься этим с детьми. При опросе среднего поколения выяснилось, что только 30% опрошенных уже построили вместе со своими детьми скворечник или кормушку, 32% признались, что не делали этого, а 38% отметили, что нет на это времени. Эти результаты расстроили нас, т.к. именно совместно выполняемое общественно-значимое действие (даже изготовление той же самой кормушки) сближает детей с родителями, делает их общение более близким и доверительным. А мы знаем, что современные дети далеко не всегда доверяют при общении свои проблемы, переживания родителям, хотя они самые близкие, дорогие для них люди. На вопрос «Как вы относитесь к экологическим субботникам?» 90% старшего поколения ответило, что положительно, хотя и были такие, которые ответили, что относятся к ним равнодушно (думаем, что это связано с возрастом опрашиваемых). Лишь 70% людей среднего возраста положительно относятся к экологическим субботникам, 15% – отрицательно, 10% равнодушны к ним, а 5% относятся к ним отрицательно. Откуда такое отношение среднего поколения к субботникам? Ведь они пример подражания для своих подрастающих детей. Чему хорошему они смогут их научить? Ведь представители среднего возраста – это достаточно молодые, трудоспособные люди, которым не должно быть все равно в каком мире мы будем жить – чистом или утопающем в мусоре.

Анализ ответов на вопрос: «Каким образом вы осуществляли (осуществляете) экологическое воспитание вашего ребенка?» показал, что взгляды двух поколений почти совпали, опрошенные считают, что важно в экологическом воспитании подавать личный пример порядочного, грамотного отношения к природе, принимать участие в субботниках, днях чистоты, осуществлять совместно с ребенком работы во дворе, дома, на даче. Но все же 20% представителей среднего поколения посчитали, что экологическое воспитание может ограничиться лекциями, беседами, а личный пример практической деятельности по сохранению природы совсем необязателен. Мы считаем, что одними словами ситуацию по формированию экологического мировоззрения не исправить, нужны грамотные, продуманные действия по сохранению природы, и совершаться они должны обязательно с привлечением даже самых маленьких детей, ведь именно в этом возрасте необходимо закладывать основы нравственного поведения по отношению ко всему живому.

Мы также протестировали представителей подрастающего поколения 13-16 лет. Вот какие результаты мы получили. На вопрос «Осуществляется ли экологическое воспитание в вашей семье?» 72% ответили, что осуществляется. Но 20% признались, что такого воспитания в их семьях не осуществляется, оно осуществляется только в школе, а 8% вообще затруднились ответить на вопрос где и как осуществляется их экологическое воспитание.

«Гуляя вечером по улице, ты кушаешь чипсы и т.п. Куда ты выбросишь мусор, когда все съешь?» 11% найдут урну и выбросят мусор туда, 24% положат мусор в карман, 35% ответили, что выбросят мусор по дороге. Понятно, почему улицы нашего поселка порой имеют неприглядный вид. Хочется обратить внимание на то, что их родители (представители среднего поколения) на вопрос «Как вы думаете, куда ваш ребенок денет мусор на улице, после того, как выпьет лимонад?» только 9% признались, что их дети могут выбросить мусор по дороге, большинство (60 %), по их мнению, положат мусор в карман. Значит, родители не очень хорошо знают своих детей, идеализируют их. 65% подростков признались, что очень редко выезжают с родителями на природу, а 5% признались, что никогда не выезжают. Часто выезжают на природу лишь 22% опрошенных.

На вопрос «Как вы относитесь к экологическим субботникам?» 55% ответили, что положительно, 8% - отрицательно, 25% - равнодушно, а 12% признались, что работа на субботниках им неприятна. Меня удивила позиция этих ребят. Кто же будет за нами убирать, если не мы сами? На вопрос «Как ты считаешь, достаточно ли времени родители, уделяют воспитанию экологической культуры своих детей?» 47% ответили, что недостаточно, 8% не смогли ответить на вопрос. Возможно, детям в целом недостаточно внимания родителей, и это повод для беспокойства.

Выводы

1. Изучив отношение к природе наших далеких предков – башкир, мы сделали вывод, что они очень трепетно относились к окружающей их природе, к тому месту, где они жили и кормились.

2. Проведя исследование, мы поняли, что преемственность поколений необходима в процессе формирования экологического мировоззрения. Уважая прошлое, мы готовимся жить в будущем. Знать прошлое, жить в настоящем и дышать будущим – девиз всех поколений.

3. Изучив отношение людей разных поколений к формированию экологического мировоззрения в семье, мы выяснили, что представители старшего поколения уделяли больше времени воспитанию своих детей, они чаще выезжали с ними на природу, участвовали в совместных субботниках. У них хватало времени, чтобы построить и скворечник, и сходить в поход. Современные родители, к сожалению, недостаточно времени уделяют воспитанию своих детей из-за занятости на поприще зарабатывания денег.

4. Рассмотрев роль семьи в формировании гармонично развитой личности, мы поняли, что именно в семье закладываются основы будущего образа жизни ребенка, его стиль жизни, мировоззрение. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Мы поняли, что без передачи старшим поколением младшему положительного опыта общения и сохранения природы, невозможно рассчитывать на то, что люди смогут сохранить то, что досталось нам от наших предков. Мы надеемся, что нравственность нашего народа возродится через преемственность поколений, через культ семейных отношений. Нынешнее поколение обязано знать свои корни, чтить старших, прислушиваться к их мнению, использовать их жизненный опыт, стремиться к миру с природой, от которой зависит его благополучие.

Литература

1. АТФИЛЬД Р. «ЭТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ//ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ». М, 1990 Г.

2. ГРЕБЕННИКОВ И.В. «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛИМАТ СЕМЬИ». М, 1999, 201С.

3. ДЕЖНИКОВА Н.С., ИВАНОВА Л.Ю., КЛЕМЯШОВА Е. М., СНИТКО И. В., ЦВЕТКОВА И.В. «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ. М., 2001.