Акмуллинская олимпиада

Хаидаров Раиль Данилович МОБУ СОШ им. Д. Булякова д. Смаково МР Мелеузовский район РБ

Научный руководитель: Янбердина Г.Р., учитель географии МОБУ СОШ им. Д. Булякова д. Смаково

ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Я живу в деревне Смаково – одной из самых красивых деревень Мелеузовского района, расположенной в 12 километрах от города Мелеуз, на живописном берегу реки Нугуш. К нам приезжает очень много людей на рыбалку, за грибами, ягодами, искупаться, да и просто отдохнуть на берегу реки. В последние годы идет массовое непрекращающееся загрязнение территории деревни и прилегающих территорий. Особенно это становится заметным в весенний и летний период времени. Из-под снега «вытаивает» много мусора: пластиковые тары, пакеты, одноразовые зажигалки и прочие изделия бытовой химии. Вдоль улиц валяется брошенная бумага, обертки от конфет и мороженого и другая упаковка от пищевых продуктов. Загрязняются берега реки Нугуш, окраины деревни, леса бытовым мусором. Некоторые сельчане выбрасывают мусор прямо на улицу, бросают бутылки, осколки стекла, кругом валяются окурки.

Актуальность исследования: Я считаю выбранную мною тему актуальной, так как в современном мире с каждым годом растет количество бытовых отходов.

Проблема: борьба с мусором, тянущаяся с древних времен, не решена полностью и по сей день. Целью данной работы является: Изучить проблему твердых бытовых отходов в сельской местности на примере деревни Смаково. Объектом исследования является экологическое состояние территории сельского поселения д. Смаково. Предметом исследования – загрязнение территории твердыми бытовыми отходами.

Для достижения поставленной цели исследования определены задачи:

1. Изучить проблему твердых бытовых отходов (ТБО) в современном мире;

2. Выяснить способы и проблемы утилизации бытовых отходов;

3. Проанализировать проблему ТБО и их утилизации в д. Смаково;

4. Предложить меры по улучшению экологического состояния территории сельского поселения д. Смаково.

Гипотеза: экологическое состояние территории и деятельность человека взаимосвязаны.

Место исследования: Мелеузовский район, д. Смаково.

Продолжительность исследования: ноябрь 2012 – февраль 2013 гг.

Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемой проблемой; разработанная программа по улучшению экологического состояния территории сельского поселения д. Смаково может быть использована для решения экологических проблем других населенных пунктов. Ознакомившись с экологическим словарѐм, я выяснил, что отходы – остатки сырья, материалов, некондиционные и побочные продукты, образующиеся в процессе определѐнной деятельности, а также использованная и /или потерявшая свои первоначальные качества готовая продукция. А мусор – мелкие неоднородные отходы.

Отходы можно классифицировать как по происхождению: бытовые, промышленные, сельскохозяйственные и т.д., так и по свойствам. Все отходы подразделяются на пять классов опасности по воздействию на окружающую природную среду [2].

Проблема твердых бытовых отходов является одной из главнейших проблем в мире. С каждым годом отходов становится все больше и больше.

Состав их усложняется, следовательно, увеличивается токсичность таких отходов. Но главной проблемой является не увеличение количества отходов и не повышение их токсичности, главной проблемой является размещение бытовых отходов. Проблемы ТБО существуют и в деревнях. Причем самой важной проблемой здесь становится проблема несанкционированных свалок [1]. Состав и объем бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят не только от страны и местности, но и от времени года и от многих других факторов. Бумага и картон составляют наиболее значительную часть ТБО (до 40%). Вторая по величине категория в России – это так называемые органические, в т.ч. пищевые, отходы; металл, стекло и пластик составляют по 7-9% от общего количества отходов. Примерно по 4% приходится на дерево, текстиль, резину и т.д. [2].

Чтобы как-то решить проблему ТБО, люди стали придумывать различные способы утилизации отходов, например такие, как сжигание мусора на мусоросжигательных заводах (МСЗ), захоронение мусора, складирование отходов на полигоне и многие другие. Но каждый из этих видов утилизации имеет свои недостатки.[3] Например: сжигая мусор, в результате мы получаем большой выброс диоксинов в атмосферу и несколько килограмм высокотоксичной золы. Наиболее серьѐзную опасность сегодня представляют твердые бытовые отходы – пластик, стекло, полиэтиленовые пакеты, аэрозольные баллончики, банки из-под краски и другой химии, а также новые виды бытовых отходов – энергосберегающие лампы, батарейки, аппаратура, количество которых из года в год растѐт быстрыми темпами и пагубно влияет на здоровье человека и состояние природы. Вследствие этого я считаю, что самый приемлемый способ утилизации – вторичное использование, которое помогает не только уменьшать количество мусора, но и сберегать ресурсы.

Для проведения исследования проблемы твердых бытовых отходов и их утилизации в сельской местности мы выбрали несколько методик. Все они доступны для раскрытия поставленных задач, не сложные в применении:

1. Исследование деревенских свалок. Данное исследование является предварительным исследованием, основанным на наблюдении и не требующее для проведения каких - либо инструментов и оборудования.

2. Социологический опрос в форме анкетирования обучающихся, учителей МОБУ СОШ им. Д. Булякова д. Смаково, жителей д. Смаково.

Анкета

1. Выберите наиболее замусоренные места

а) улица

б) дворы жилых домов

в) зоны отдыха

г) школьная территория

д) торговые точки другое

2. Кто больше всего мусорит?

а) ученики младших классов

б) подростки

в) молодежь

г) взрослые

3. Что бы вы выбросили на улице?

а) пустую картонную коробку

б) пустую банку или бутылку

в) обертку от конфеты

г) прочитанную газету

д) разовый стаканчик

е) шкурку от банана, апельсина другое

4. Какие отходы преобладают в вашем мусорном ведре?

5. Как часто вы выносите мусор из мусорного ведра?

6. Есть ли у вас условия для вывоза мусора? Если нет, как вы с ним поступаете?

7. Что нужно сделать для того, чтобы мусора было меньше?

3. Мониторинг мусорной корзины.

В течение недели мы записывали всѐ то, что попадает в наше «семейное» мусорное ведро.

4. Беседа с Главой администрации сельского поселения Араслановский сельсовет Шаяхметовым А.Т., инспектором Мелеузовского территориального комитета Министерства экологии РБ Поляковым А.Б.

Проведѐнные несложные исследования являются доказательством антропогенного загрязнения нашей деревни. Результаты обследования свалок: на территории населенного пункта много свалок, в том числе и несанкционированных. Деревенская свалка никак не приспособлена к складированию, мусор время от времени утрамбовывается, территория не огорожена. Заботясь о чистоте в своих домах и дворах, население мало задумывается о порядке в деревне. В результате социологического опроса выяснили, что наиболее замусорены улицы, больше всего мусорит молодежь, выбросили бы на улице обертки от конфет, в мусорном ведре преобладают бумажные отходы. С одной стороны – население обеспокоено экологическим состоянием территории деревни, а с другой – по вине самих жителей сложилась данная ситуация. В результате мониторинга мусорной корзины выяснили, что за год семья из трех человек «производит» 266 кг мусора, полиэтиленовых пакетов около 100 штук. А в нашей деревне проживает около 125 семей. Захламление территории деревни может стать катастрофическим! Из бесед установили, что на различных уровнях власти приняты законодательные акты, нормы и правила, призванные улучшить экологическую обстановку (впоследствии нами изученные и использованные при проведении родительских собраний) [4,6]. На территории Мелеузовского района 50 свалок, которые не соответствуют нормам. Существующая в д. Смаково свалка официально не оформлена, с осени 2012 года еѐ деятельность приостановлена. Планируется организация сбора и вывоза мусора на экополигон, однако не все наши односельчане готовы заплатить за данные услуги. Проблема утилизации ТБО в деревне сложная. Уровень экологического сознания сельчан низкий.

Видя актуальность данной проблемы, считаем необходимым проводить эколого-просветительскую работу среди населения деревни Смаково и учащихся школы. Предлагаю меры, направленные на улучшение экологического состояния, которые могут принять обучающиеся школы под руководством педагогов. (Коллектив нашей школы работает над реализацией данной программы с весны 2013 года)

Программа по улучшению экологического состояния территории сельского поселения

1. Лекторий на тему: «Роль родителей в экологическом воспитании детей», выпуск листовок, памяток.

2. Беседы с жителями деревень, Смаково, Арасланово, Малошарипово на темы: а) О вреде несанкционированных свалок. б) Твердые бытовые отходы. Правила утилизации. в) О необходимости сохранения чистыми поймы и берега реки.

3. Выступление на школьной линейке с результатами исследования.

4. Конкурс агитационных плакатов «Мусор! Планета в опасности?».

5. Организовать и провести конкурс среди школьников, жителей деревни «Вторая жизнь ненужных вещей».

6. Осветить тему в средствах массовой информации: в районн ых газетах Путь Октября и Кунгак.

7. Практическая деятельность:

а) Участие в экологических субботниках;

б) Очистка поймы рек Нугуш, Узинка;

в) Сбор макулатуры, полиэтилена у населения.

8. Возле почты, магазинов, на автобусной остановке разместить плакаты с призывом сохранять чистоту в населенном пункте.

Таким образом, в процессе исследования гипотеза, которая состоит в том, что экологическое состояние территории и деятельность человека взаимосвязаны, подтвердилась, цель исследования достигнута. Недостатком данной работы является то, что не были рассмотрены вопросы вторичного использования твердых бытовых отходов. Данная исследовательская работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой темы. Дальнейшее ее исследование может быть продолжено в направлении изучения вторичного использования твердых бытовых отходов, а также опыта зарубежных стран по переработке ТБО.

Список литературы

1. Аширов Н. «Экологический императив» //Панорама Башкортостана. 2013. №1.

2. Википедия. Свободная энциклопедия. Ru.wikipedia.org

3. Жилин Д.М. «Современные проблемы утилизации мусора» // Химия в школе. 1998. №1.

4. Республиканская целевая программа "Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан" на 2011-2020 годы». http://www.rg.ru/2011/11/22/bash-prog-tbo-reg-dok.html