Тимербулатова Алина Альбертовна
МБОУ СОШ №2 с.Толбазы Аургазинский район РБ
Руководитель: Юнусова Рима Ильдусовна, учитель биологии
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ, ПРОХОДЯЩЕЙ МИМО ЗДАНИЯ МБОУ СОШ №2
Актуальность исследования заключается в том, что автомагистраль,
проходящая мимо здания школы – главная «артерия» села. Количество
автомобилей стремительно возрастает. Так же возрастает и количество
обучающихся нашей школы. Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования – как снизить степень влияния
автомобильной дороги на жизнь и здоровье обучающихся школы №2, тем
более отсутствует какая либо информация о степени влияния автомобилей,
проезжающих мимо нашей школы. Решение данной проблемы является
целью исследования:
оценить степень опасности прохождения автомагистрали мимо
здания школы №2 и предложить способы минимизации этой опасности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
познакомиться со спектром вредных воздействий автомобильного
транспорта по источникам литературы;
изучить планировку пришкольной территории и рассчитать ее
удаленность от автомобильной дороги;
изучить состояние зеленой защитной полосы пришкольной
территории;
провести опрос учащихся, учителей об их отношении к
автомагистрали;
оценить опасность различных влияний автомагистрали;
сделать выводы, дать рекомендации.
Научная новизна заключается в том, что будет оценена опасность
прохождения автомагистрали мимо здания школы №2 в связи с тем, что
эта дорога стала «главной» для с. Толбазы.
Объектом исследования является автомобильная дорога, проходящая мимо здания МБОУ СОШ №2 с.Толбазы Аургазинского район
а. Предметом исследования служит экологическая оценка опасности автомобилей, проходящих мимо здания школы.
На разных этапах работы использовались следующие методы исследования: – теоретические (обзор литературы по проблеме исследования); – топографический (составление схемы пришкольной территории); – сравнительный (сравнение полученных данных с санитарно-гигиеническими требованиями); – количественный (подсчет видов растений, количества проезжающих машин…); – измерительный (измерения расстояния, протяженности изгороди…)
Изучение зеленой защитной полосы пришкольной территории
С помощью рулетки произвели измерение основных показателей,
характеризующих зеленую защитную зону пришкольной территории.
Полученные данные занесены в таблицу №1. Сделан вывод о соответствии
зеленой зоны санитарно-гигиеническим нормам [1].
По результатам исследования видно, что ширина защитной полосы
со стороны автомагистрали не соответствует санитарно-гигиеническим
нормам, на территории школы мало деревьев, а по остальным показателям
есть соответствие санитарно-гигиеническим требованиям [2].
Проведение социологического опроса
Среди обучающихся и педагогов школы было проведено
анкетирование, с помощью которого я попыталась выявить влияние шума
автомобилей на организм человека. Для проведения социологического
опроса я разработала анкету.
В анкетировании приняли участие обучающиеся 5-11 классов
(347 чел.) и учителя (15 чел.).
Проанализировав ответы обучающихся и учителей, я сделала
следующие выводы: проходящая рядом со школой дорога мешает
учебному процессу, шум машин отвлекает и мешает сосредоточиться на
уроках.
Примерный расчет количества вредных выбросов
За 15 минут отмечено 55 единиц автотранспорта с бензиновыми
двигателями. Тогда за 1 ч пройдет 220 единиц автотранспорта. Общий
путь, пройденный всеми автомобилями: 8 км.
Количество топлива, сжигаемое всеми автомобилями: (1 машина
выделяет 1кг выхлопного газа) за час – 220 кг, и количество угарного газа
(1 кг выхлопного газа содержит 30 грамм угарного газа) – 6 кг 600 грамм Рассчитали суммарное количество газообразных вредных выбросов,
выделяемых при сжигании топлива: кол-во угарного газа равно 6,6 кг,
углеводородов 57,5, диоксида азота 8 л [4].
Заключение
В ходе проведенной работы цель исследования достигнута – оценена
степень влияния автотранспорта и для снижения его отрицательного
влияния даны следующие рекомендации:
уделять внимание подбору деревьев при озеленении территории
школы вдоль оживленной улицы;
вести профилактическую работу по изучению правил дорожного
движения;
водителям обратить внимание на знаки, ограничивающие скорость
движения;
обратить внимание на обращение администрации школы №2.
Источники литературы
1. Факторович А.А., Постников Г.И. Защита городов от транспортного шума. Киев «Будивельник».1982.стр.55.
2. Алексеев С.В., Груздев Н.В., Гущенко Э.В., Экологический практикум
школьника. Москва.1999 г. Стр 44-46.
3. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт [Текст]/
И.Р. Голубев //М.: Транспорт, 1987. 207 с.
4. http://www.gosthelp.ru/text/MetodicheskieukazaniyaMet5.html. [3].