Нигматуллин Ильнар Ирикович МОБУ СОШ с. Николаевка Стерлитамакский район РБ
Научный руководитель: Утякаева Ф.А., учитель биологии
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РОДНИКА «СЕРЕБРЯНАЯ КАПЛЯ»
В селе Николаевка Стерлитамакского района Республики
Башкортостан находится не так много водных источников. Зачастую по
водопроводной сети, которые построили в 2010 году и дали воду только в
2012 году поступает не очень чистая вода и тогда создаѐтся проблема: где
найти чистую воду? С каждым годом увеличивается количество людей,
употребляющих воду из родника. В связи с этим становится актуальным
изучение экологического состояния родника и проведение
органолептических характеристик воды. Потому мы решили заглянуть в
микромир родника и провести сезонное исследование по величинам
определяемых показателей воды. Нахождение путей решения данной
проблемы и стало целью нашего исследования: провести наблюдение за
экологическим состоянием родника «Серебряная капля».
Для достижения
данной цели нами были поставлены следующие задачи: 1) Изучить
научную литературу и методику исследования. 2) Определить физико-химические и гидробиологические показатели качества воды. 3) Дать
оценку эколого-санитарного состояния территории вокруг родника. 4)Обработать результаты исследований и сделать выводы по результатам
исследований. Гипотезой исследования является предположение о том,
что вода из родника подвергается сезонным изменениям, а также
изменениям, вызванными антропогенным фактором. Практическое
значение работы состоит в том, что выполнение данной работы по
изучению экологического состояния родника даѐт возможность оценить
значимость сохранения водно-питьевых ресурсов, предотвращение их
истощения, уменьшения антропогенного воздействия на родник, а также
на рациональное водопотребление. Исследования проводились в
микрорайоне Северный с. Николаевка с 3 декабря 2012 года до ноября
2013 года.
Интервью жительницы с. Николаевка, проживающий на территории Николаевского поселения, Хаббуддиновой Флюры.«Я проживаю здесь с 1990 года. Мой дом располагается недалеко от родника, на расстоянии 50 м. Мы пользуемся водой из родника очень давно – как в жару, чтобы утолить жажду, так и в другое время для использования еѐ в пищевых целях. Вода из этого родника прозрачная, без запаха и приятная на вкус. А ещѐ она целебная, а источник считают святым». Другая жительница села Насонова Татьяна Николаевна поведала: «Я живу в селе Николаевка с рождения. Мы берѐм воду из родника для питья и приготовления пищи, несмотря на то, что в доме у нас водопровод. Родниковую воду, я не променяю ни на какие вкусные напитки – она ведь живая и даѐт силу. Хочется, чтобы тропинка к этому роднику не заросла и те, кто пользуются им, относились к нему бережно». Село Николаевка расположено на юго-востоке Республики Башкортостан в Стерлитамакском районе. Рельеф равнинный. Объектом исследования является родник, находящийся на юго-востоке села на расстоянии 50 м. Родник «Серебряная капля» возник естественным путем в микрорайоне Северный с. Николаевка. Он является нисходящим и постоянно действующим родником. Основное его предназначение – снабжение родниковой водой населения с. Николаевка. Длина основного зеркала родника – 30 см, ширина – 30 см, глубина – 0,1 м.
Температура воды зимой – +5
0
С, а летом достигает до +10
0
С. Вода в
основном прозрачная, бесцветная. Вблизи к роднику расположены:
бывший свинокомплекс, комбикормовый завод, дома и река Стерля. За
последние два года взято несколько проб. Считаем, что взятие таких проб
надо проводить регулярно, так как источник пользуется большим спросом
у населения, необходимо также следить за чистотой и порядком вокруг
исследуемого источника. Мною ещѐ было проведено анкетирование среди
населения.
Исследование физико-химических показателей воды в роднике
Сезонное определение температуры. Для этого термометр
погрузили в родник не менее чем на одну треть шкалы и выдержали в погруженном состоянии не менее 5 минут. Температура зимой постоянная
– +5
0
С, весной – +5-6
0
С, летом от +7-9
0
С, осенью от +6-8
0
С.
Прозрачность воды в роднике.
Прозрачность определили,
рассматривая воду, налитую в прозрачный стакан, на белом фоне. В этом
случае дается словесное описание прозрачности. Прозрачность воды
определяют обычно по печатному шрифту Снеллена. Исследуемую воду
взболтали и доверху налили в бесцветный цилиндр, разделенный по
высоте на сантиметры и снабженный внизу тубусом с зажимом. Дно
цилиндра должно быть гладким. Под цилиндр на расстоянии 4 сантиметра
от его дна помещают шрифт Снеллена и пытаются различить буквы через
столб воды. Сначала шрифт прочесть не удалось, поэтому воду медленно
выпустили через тубус в чашку Петри до тех пор, пока буквы не стали
ясно видны. Высота столба воды в сантиметрах указывает на степень еѐ
прозрачности. У нашей воды прозрачность зимой, летом и осенью
составила около 5 см, это соответствует прозрачности воды. Весной (10-20
апреля родник находился под водой) вода была очень мутная.
Цветность воды в роднике.
Цвет воды определили так: 1)
Заполнили пробирку водой до высоты 10-12 см; 2) Рассмотрели воду в
пробирке сверху на белом фоне (в качестве белого фона использовал
белый лист бумаги) при достаточном боковом освещении; 3) Определили
цвет и оттенок воды, используя словесное описание цветности Цветность
воды определяют качественно путѐм сравнения окраски
профильтрованной воды (в количестве не менее 40 мл) с окраской равного
объѐма дистиллированной воды. Цилиндры с пробою рассматривают над
белым листом бумаги, характеризуя исследуемую воду как «бесцветная»,
«слабо-жѐлтая», «буроватая» и т.д. Вода весной в результате паводка была
слабо-желтая.
Мутность воды в роднике.
Мутность воды определили так: 1)
заполнили пробирку водой до высоты 10-12 см; 2) рассмотрели пробирку
сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении; 3)
определили мутность воды. Количественно мутность определяется с
помощью специального прибора – мутномера, в котором исследуемую
воду сравнивают с эталонным раствором, приготовленным из инфузорной
земли или каолина на дистиллированной воде. Мутность воды выражают в
миллиграммах взвешенного вещества на 1 литр воды. Поскольку такого
прибора у нас нет, мы просто определили, что вода весной слабо мутная,
зимой, осенью и летом – слабо опалесцирующая.
Запах воды в роднике. Запах определили по следующей схеме:1)
Заполнили колбу на 1/3 объема и закрыть пробкой. 2) Взболтали
содержимое. 3) Открыли колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух,
сразу же определили интенсивность и характер запаха.
Запах воды зимой,
летом и осенью не ощущается, а весной ощущается слабый землистый
запах. Запах воды определяется при обычной температуре и при нагревании
до 60°С. Качественно запах характеризуют как «хлорный», «землистый»,
«болотный», «нефтяной», «ароматический», «неопределенный» и т.д..
Количественно запах оценивают по пятибалльной системе. При
определении запаха воды руки и платье не должны иметь посторонних
запахов (духов и прочее), воздух помещения должен быть чистым.
Вкус воды определяется только при уверенности, что она безопасна (отсутствуют ядовитые вещества и бактериальное загрязнение). Полость рта ополаскивают 10 мл исследуемой воды, не проглатывая ее, и определяют вкус, который характеризуют как «солоноватый», «горький», «кислый», «сладкий». Привкус может быть «рыбный», «металлический», «неопределенный» и т. д. Интенсивность привкуса также оценивается в баллах. Несмотря на болотный запах и очень неприятный внешний вид, мы все-таки рискнули попробовать на вкус воду, предварительно отстояв ее. Затем профильтровали и, наконец, попробовав на вкус, выяснили, что он «солоноватый», привкус «неопределенный». Мы оценили привкус воды в 5 баллов. Для выявления вкуса воды учитывали мнение 3-5 жильцов.
Жесткость воды в роднике.
Определили степень жесткости воды с помощью мыла: 1)Налили в пробирку немного воды из родника и положили туда небольшой кусочек мыла. 2) Тщательно перемешали и посмотрели, что получилось. Как известно, при смешивании мыла с мягкой водой оно легко растворяется с образованием мутного раствора и со слоем пены на поверхности. Если же мыло добавить к жесткой воде, ионы жесткости реагируют с мылом и образуют нерастворимое соединение в виде хлопьев. Исходя из этого, можно сделать вывод о жесткости воды. Зимой, осенью, летом вода в роднике жесткая, а весной средне жесткая, так как вода разбавляется талыми водами.
Кислотность воды в роднике. А) Для оценки рН воды в роднике
сначала смоченную в воде полоску индикаторной бумаги сравнили с
соответствующими цветными значениями рН, имеющимися на коробочке.
Измерений провели несколько, определили среднее значение и результат
записали в таблицу. Б) Для точности использовали раствор
универсального индикатора. В пробирку налили 5 мл родниковой воды и
добавили пипеткой 4-5 капель раствора универсального индикатора.
Раствор в пробирке приобрел красное окрашивание. Затем окраску
раствора сравнили с контрольной шкалой. Кислотность по сезонам не
изменилась.
Характеристика грунта и донных отложений. Тип грунта –
каменисто-песчаный. Среди камней есть участки открытого песчаного
грунта.
Гидробиологические показатели качества воды в роднике. При обследовании родникового ручья с подводных мелких камней были собраны беспозвоночные животные, среди которых обнаружены индикаторные таксоны: личинки веснянок, ручейников (нейреклипсиса), роющие и плоские личинки подѐнок, стрекозы-плосконожки, мелкие двустворчатые моллюски-горошинки. Основа обрастаний составляют, микроскопические организмы, олигосапробы, такие как: космариум, синура, дилептус ансер, инфузория трубач (стентер).
Данные организмы по шкале классов качества вод соответствуют 2 классу. Вода в исследуемом источнике относится ко 2 классу вод, которые являются экологически полноценными, имеют питьевое значение, могут быть использованы для рекреации и орошения.
Для оценки преобладающего органического загрязнения изучаемого
источника применялась методика определения сапробности по видам-индикаторам зообентоса. Расчѐт индекса сапробности по указанной в
методике формуле позволяет установить качество исследуемых вод и
степень загрязнения водоѐма органическими веществами. Класс качества
воды – чистая, разряд – вполне чистая.
Результаты физико-химических показателей качества воды
родника.
Анализ проб воды изучаемого источника подземных вод:
высокая прозрачность (допустимая прозрачность питьевой воды должна
быть не менее 30 см); отсутствие цвета и оттенков (хорошая питьевая вода
должна иметь цветность ниже 20◦С, т.е. быть бесцветной или иметь
бледно-жѐлтый оттенок); отсутствие запаха (в питьевой воде
интенсивность запаха не должна превышать 2 балла); осадок
незначительный по весу, он белый (он должен быть белым, либо серым);
температура воды колеблется в пределах 5-9 градусов С; рН в пределах 5,0
(рН питьевой воды не должен выходить за пределы 6,5 -8,5); вода в
исследуемом роднике ближе к жесткой или средне-жесткий.
Выводы: Температура средняя, примерно равна средней
температуре данного места. Вода в роднике прозрачная, бесцветная,
насыщена взвешенными частицами и солнечные лучи проникают на
глубину. Слабая мутность связана с содержанием в роднике взвешенных
веществ, концентрация которых повышается при взмучивании грунта, при
сбросе загрязненных сточных вод, особенно в весенний период. В этот
период вода, загрязняется стоками фермы. Она непрозрачная, имеет
слабый запах, слабо-желтого цвета. Запах воды очень слабый, вкус –
землистый. Запах воды и вкус вызывают летучие пахучие вещества,
фекалии, попадающие родник естественным путѐм или со сточными
водами, особенно в весенний паводковый период. Вода в роднике зимой,
летом и осенью – жесткая, весной – средне-жесткая, в результате
разбавления воды талыми водами.
Основа обрастаний составляют, микроскопические организмы,
олигосапробы, такие как: космариум, синура, дилептус ансер, инфузория
трубач (стентер). Значит, нашу родниковую воду можно пить.
Рекомендации по поддержанию и улучшению экологического
состояния родника.
Продолжить вести изучение экологического состояния воды родника. Строго следить в предпаводковый и паводковый периоды за состоянием территории, прилегающий к роднику. Установить ящики для сбора мусора. Систематически вести целенаправленную эколого-просветительскую работу среди населения, организовывать субботники по уборке и расчистке территории около родника. Разработать и повесить памятку с правилами поведения у источника. Информировать население о результатах наших исследований.
Список использованных источников
1.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В.
Практикум по экологии: Учебное пособие,- М.: АО МДС, 1996
2. Коробейникова Л.А. и др; Изучение и охрана родников. Практическая экология для школьников. – Вологда. 1993
3.Чаус Б.Ю. Чаус З. А. Изучаем родник. Географические
наблюдения. Стерлитамак, 2003.
4.Чаус Б.Ю. Изучаем физико-химическое
качество воды и грунт родника. Стерлитамак-2003.
5. Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Изучаем микромир родника. Стерлитамак-2003.
6. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. Москва «Мысль» 1991.