Акмуллинская олимпиада

Нигматуллин Ильнар Ирикович МОБУ СОШ с. Николаевка Стерлитамакский район РБ

Научный руководитель: Утякаева Ф.А., учитель биологии

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РОДНИКА «СЕРЕБРЯНАЯ КАПЛЯ»

В селе Николаевка Стерлитамакского района Республики Башкортостан находится не так много водных источников. Зачастую по водопроводной сети, которые построили в 2010 году и дали воду только в 2012 году поступает не очень чистая вода и тогда создаѐтся проблема: где найти чистую воду? С каждым годом увеличивается количество людей, употребляющих воду из родника. В связи с этим становится актуальным изучение экологического состояния родника и проведение органолептических характеристик воды. Потому мы решили заглянуть в микромир родника и провести сезонное исследование по величинам определяемых показателей воды. Нахождение путей решения данной проблемы и стало целью нашего исследования: провести наблюдение за экологическим состоянием родника «Серебряная капля».

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи: 1) Изучить научную литературу и методику исследования. 2) Определить физико-химические и гидробиологические показатели качества воды. 3) Дать оценку эколого-санитарного состояния территории вокруг родника. 4)Обработать результаты исследований и сделать выводы по результатам исследований. Гипотезой исследования является предположение о том, что вода из родника подвергается сезонным изменениям, а также изменениям, вызванными антропогенным фактором. Практическое значение работы состоит в том, что выполнение данной работы по изучению экологического состояния родника даѐт возможность оценить значимость сохранения водно-питьевых ресурсов, предотвращение их истощения, уменьшения антропогенного воздействия на родник, а также на рациональное водопотребление. Исследования проводились в микрорайоне Северный с. Николаевка с 3 декабря 2012 года до ноября 2013 года.

Интервью жительницы с. Николаевка, проживающий на территории Николаевского поселения, Хаббуддиновой Флюры.«Я проживаю здесь с 1990 года. Мой дом располагается недалеко от родника, на расстоянии 50 м. Мы пользуемся водой из родника очень давно – как в жару, чтобы утолить жажду, так и в другое время для использования еѐ в пищевых целях. Вода из этого родника прозрачная, без запаха и приятная на вкус. А ещѐ она целебная, а источник считают святым». Другая жительница села Насонова Татьяна Николаевна поведала: «Я живу в селе Николаевка с рождения. Мы берѐм воду из родника для питья и приготовления пищи, несмотря на то, что в доме у нас водопровод. Родниковую воду, я не променяю ни на какие вкусные напитки – она ведь живая и даѐт силу. Хочется, чтобы тропинка к этому роднику не заросла и те, кто пользуются им, относились к нему бережно». Село Николаевка расположено на юго-востоке Республики Башкортостан в Стерлитамакском районе. Рельеф равнинный. Объектом исследования является родник, находящийся на юго-востоке села на расстоянии 50 м. Родник «Серебряная капля» возник естественным путем в микрорайоне Северный с. Николаевка. Он является нисходящим и постоянно действующим родником. Основное его предназначение – снабжение родниковой водой населения с. Николаевка. Длина основного зеркала родника – 30 см, ширина – 30 см, глубина – 0,1 м.

Температура воды зимой – +5 0 С, а летом достигает до +10 0 С. Вода в основном прозрачная, бесцветная. Вблизи к роднику расположены: бывший свинокомплекс, комбикормовый завод, дома и река Стерля. За последние два года взято несколько проб. Считаем, что взятие таких проб надо проводить регулярно, так как источник пользуется большим спросом у населения, необходимо также следить за чистотой и порядком вокруг исследуемого источника. Мною ещѐ было проведено анкетирование среди населения.

Исследование физико-химических показателей воды в роднике

Сезонное определение температуры. Для этого термометр погрузили в родник не менее чем на одну треть шкалы и выдержали в погруженном состоянии не менее 5 минут. Температура зимой постоянная – +5 0 С, весной – +5-6 0 С, летом от +7-9 0 С, осенью от +6-8 0 С. Прозрачность воды в роднике.

Прозрачность определили, рассматривая воду, налитую в прозрачный стакан, на белом фоне. В этом случае дается словесное описание прозрачности. Прозрачность воды определяют обычно по печатному шрифту Снеллена. Исследуемую воду взболтали и доверху налили в бесцветный цилиндр, разделенный по высоте на сантиметры и снабженный внизу тубусом с зажимом. Дно цилиндра должно быть гладким. Под цилиндр на расстоянии 4 сантиметра от его дна помещают шрифт Снеллена и пытаются различить буквы через столб воды. Сначала шрифт прочесть не удалось, поэтому воду медленно выпустили через тубус в чашку Петри до тех пор, пока буквы не стали ясно видны. Высота столба воды в сантиметрах указывает на степень еѐ прозрачности. У нашей воды прозрачность зимой, летом и осенью составила около 5 см, это соответствует прозрачности воды. Весной (10-20 апреля родник находился под водой) вода была очень мутная.

Цветность воды в роднике.

Цвет воды определили так: 1) Заполнили пробирку водой до высоты 10-12 см; 2) Рассмотрели воду в пробирке сверху на белом фоне (в качестве белого фона использовал белый лист бумаги) при достаточном боковом освещении; 3) Определили цвет и оттенок воды, используя словесное описание цветности Цветность воды определяют качественно путѐм сравнения окраски профильтрованной воды (в количестве не менее 40 мл) с окраской равного объѐма дистиллированной воды. Цилиндры с пробою рассматривают над белым листом бумаги, характеризуя исследуемую воду как «бесцветная», «слабо-жѐлтая», «буроватая» и т.д. Вода весной в результате паводка была слабо-желтая.

Мутность воды в роднике.

Мутность воды определили так: 1) заполнили пробирку водой до высоты 10-12 см; 2) рассмотрели пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении; 3) определили мутность воды. Количественно мутность определяется с помощью специального прибора – мутномера, в котором исследуемую воду сравнивают с эталонным раствором, приготовленным из инфузорной земли или каолина на дистиллированной воде. Мутность воды выражают в миллиграммах взвешенного вещества на 1 литр воды. Поскольку такого прибора у нас нет, мы просто определили, что вода весной слабо мутная, зимой, осенью и летом – слабо опалесцирующая. Запах воды в роднике. Запах определили по следующей схеме:1) Заполнили колбу на 1/3 объема и закрыть пробкой. 2) Взболтали содержимое. 3) Открыли колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же определили интенсивность и характер запаха.

Запах воды зимой, летом и осенью не ощущается, а весной ощущается слабый землистый запах. Запах воды определяется при обычной температуре и при нагревании до 60°С. Качественно запах характеризуют как «хлорный», «землистый», «болотный», «нефтяной», «ароматический», «неопределенный» и т.д.. Количественно запах оценивают по пятибалльной системе. При определении запаха воды руки и платье не должны иметь посторонних запахов (духов и прочее), воздух помещения должен быть чистым.

Вкус воды определяется только при уверенности, что она безопасна (отсутствуют ядовитые вещества и бактериальное загрязнение). Полость рта ополаскивают 10 мл исследуемой воды, не проглатывая ее, и определяют вкус, который характеризуют как «солоноватый», «горький», «кислый», «сладкий». Привкус может быть «рыбный», «металлический», «неопределенный» и т. д. Интенсивность привкуса также оценивается в баллах. Несмотря на болотный запах и очень неприятный внешний вид, мы все-таки рискнули попробовать на вкус воду, предварительно отстояв ее. Затем профильтровали и, наконец, попробовав на вкус, выяснили, что он «солоноватый», привкус «неопределенный». Мы оценили привкус воды в 5 баллов. Для выявления вкуса воды учитывали мнение 3-5 жильцов.

Жесткость воды в роднике.

Определили степень жесткости воды с помощью мыла: 1)Налили в пробирку немного воды из родника и положили туда небольшой кусочек мыла. 2) Тщательно перемешали и посмотрели, что получилось. Как известно, при смешивании мыла с мягкой водой оно легко растворяется с образованием мутного раствора и со слоем пены на поверхности. Если же мыло добавить к жесткой воде, ионы жесткости реагируют с мылом и образуют нерастворимое соединение в виде хлопьев. Исходя из этого, можно сделать вывод о жесткости воды. Зимой, осенью, летом вода в роднике жесткая, а весной средне жесткая, так как вода разбавляется талыми водами.

Кислотность воды в роднике. А) Для оценки рН воды в роднике сначала смоченную в воде полоску индикаторной бумаги сравнили с соответствующими цветными значениями рН, имеющимися на коробочке. Измерений провели несколько, определили среднее значение и результат записали в таблицу. Б) Для точности использовали раствор универсального индикатора. В пробирку налили 5 мл родниковой воды и добавили пипеткой 4-5 капель раствора универсального индикатора. Раствор в пробирке приобрел красное окрашивание. Затем окраску раствора сравнили с контрольной шкалой. Кислотность по сезонам не изменилась.

Характеристика грунта и донных отложений. Тип грунта – каменисто-песчаный. Среди камней есть участки открытого песчаного грунта.

Гидробиологические показатели качества воды в роднике. При обследовании родникового ручья с подводных мелких камней были собраны беспозвоночные животные, среди которых обнаружены индикаторные таксоны: личинки веснянок, ручейников (нейреклипсиса), роющие и плоские личинки подѐнок, стрекозы-плосконожки, мелкие двустворчатые моллюски-горошинки. Основа обрастаний составляют, микроскопические организмы, олигосапробы, такие как: космариум, синура, дилептус ансер, инфузория трубач (стентер).

Данные организмы по шкале классов качества вод соответствуют 2 классу. Вода в исследуемом источнике относится ко 2 классу вод, которые являются экологически полноценными, имеют питьевое значение, могут быть использованы для рекреации и орошения.

Для оценки преобладающего органического загрязнения изучаемого источника применялась методика определения сапробности по видам-индикаторам зообентоса. Расчѐт индекса сапробности по указанной в методике формуле позволяет установить качество исследуемых вод и степень загрязнения водоѐма органическими веществами. Класс качества воды – чистая, разряд – вполне чистая.

Результаты физико-химических показателей качества воды родника.

Анализ проб воды изучаемого источника подземных вод: высокая прозрачность (допустимая прозрачность питьевой воды должна быть не менее 30 см); отсутствие цвета и оттенков (хорошая питьевая вода должна иметь цветность ниже 20◦С, т.е. быть бесцветной или иметь бледно-жѐлтый оттенок); отсутствие запаха (в питьевой воде интенсивность запаха не должна превышать 2 балла); осадок незначительный по весу, он белый (он должен быть белым, либо серым); температура воды колеблется в пределах 5-9 градусов С; рН в пределах 5,0 (рН питьевой воды не должен выходить за пределы 6,5 -8,5); вода в исследуемом роднике ближе к жесткой или средне-жесткий.

Выводы: Температура средняя, примерно равна средней температуре данного места. Вода в роднике прозрачная, бесцветная, насыщена взвешенными частицами и солнечные лучи проникают на глубину. Слабая мутность связана с содержанием в роднике взвешенных веществ, концентрация которых повышается при взмучивании грунта, при сбросе загрязненных сточных вод, особенно в весенний период. В этот период вода, загрязняется стоками фермы. Она непрозрачная, имеет слабый запах, слабо-желтого цвета. Запах воды очень слабый, вкус – землистый. Запах воды и вкус вызывают летучие пахучие вещества, фекалии, попадающие родник естественным путѐм или со сточными водами, особенно в весенний паводковый период. Вода в роднике зимой, летом и осенью – жесткая, весной – средне-жесткая, в результате разбавления воды талыми водами.

Основа обрастаний составляют, микроскопические организмы, олигосапробы, такие как: космариум, синура, дилептус ансер, инфузория трубач (стентер). Значит, нашу родниковую воду можно пить.

Рекомендации по поддержанию и улучшению экологического состояния родника.

Продолжить вести изучение экологического состояния воды родника. Строго следить в предпаводковый и паводковый периоды за состоянием территории, прилегающий к роднику. Установить ящики для сбора мусора. Систематически вести целенаправленную эколого-просветительскую работу среди населения, организовывать субботники по уборке и расчистке территории около родника. Разработать и повесить памятку с правилами поведения у источника. Информировать население о результатах наших исследований.

Список использованных источников

1.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие,- М.: АО МДС, 1996

2. Коробейникова Л.А. и др; Изучение и охрана родников. Практическая экология для школьников. – Вологда. 1993

3.Чаус Б.Ю. Чаус З. А. Изучаем родник. Географические наблюдения. Стерлитамак, 2003.

4.Чаус Б.Ю. Изучаем физико-химическое качество воды и грунт родника. Стерлитамак-2003.

5. Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Изучаем микромир родника. Стерлитамак-2003.

6. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. Москва «Мысль» 1991.