Сотникова Карина Витальевна
МОБУ СОШ №1 г.Мелеуз РБ
Научный руководитель: Даминева Айгуль Ураловна, учитель
географии МОБУ СОШ №1 г.Мелеуз РБ
ИЗУЧЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ МОБУ СОШ№1 Г.МЕЛЕУЗ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ С 2011 ПО 2013 ГОДЫ
Актуальность выбранной темы. Здоровье детей и подростков в
любом обществе и при любых социально-экономических и политических
ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом
первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны,
генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду
с другими демографическими показателями, является чутким барометром
социально-экономического развития страны.
Цель работы: изучение и сравнение показателей здоровья
обучающихся 7-х классов МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз по результатам
медицинского обследования с 2011 по 2013 годы.
Задачи:
– проанализировать научную информацию по теме;
– изучение показателей здоровья обучающихся 7-х классов МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз по результатам медицинского обследования с 2011 по 2013 годы;
– сравнение показателей здоровья обучающихся 7-х классов МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз по результатам медицинского обследования с 2011 по 2013 годы с общероссийскими показателями;
– выявление основных проблем влияющих на состояние здоровья
учащихся;
– разработка рекомендаций для укрепления здоровья учащихся.
Ход выполнения работы.
В соответствии с Законом РФ ―Об
образовании‖ здоровье школьников относится к приоритетным
направлениям государственной политики в сфере образования. В
современных условиях школа призвана выполнять не только
образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении
здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему
сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского
населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию
ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс, в процессе обучения,
снижается индекс здоровья.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления
подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых
детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны
здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской
академии медицинских наук, снизилось в три раза. Официальная
статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении
здоровья обучающихся школ [1].
Практическая часть работы.
Для выполнения данной
исследовательской работы были выбраны показатели, обучающиеся 7-х
классов нашей школы. Все дети одного возраста. Каждый год в сентябре
проводиться комплексный медицинский осмотр учащихся всеми
имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами (таблица).
В ходе медосмотра в 5 классе были выявлены имеющиеся
медицинские отклонения в состоянии здоровья учащихся и установлено,что только 12 из 83 можно отнести к 1 группе здоровья и 67 ко 2 группе, а
к 3 группе здоровья относятся 4 ученика.
В ходе медосмотра в 6 классе были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья учащихся и установлено, что только 15 из 81 можно отнести к 1 группе здоровья и 60 ко 2 группе, а к 3 группе здоровья относятся 6 ученика.
В ходе медосмотра в 7 классе были выявлены имеющиеся
медицинские отклонения в состоянии здоровья учащихся и установлено,
что только 17 из 88 можно отнести к 1 группе здоровья и 63 ко 2 группе, а
к 3 группе здоровья относятся 8 ученика.
Сделав анализ показателей патологий, выявленных специалистами
ЦРБ и сравнив их с общероссийскими отметила, что в целом наблюдается
снижение здоровья учащихся данной параллели.
В структуре хронических болезней современных школьников нашей
страны первое место занимают болезни органов пищеварения – их
удельный вес достигает 20,3%. Доля хронических болезней нервной
системы 17,3%.
По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной
системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов
сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место.
Среди учащихся параллели 7-х классов идет также тенденция
увеличения болезней органов пищеварения от 14,2% в 5-м классе до 18,8
% в 7-м классе.
Среди функциональных расстройств ―лидируют‖ нарушения
системы кровообращения 25%, третье место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата 17%. Далее, эндокринно-обменные нарушения до
14%.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие [1]:
1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди
учащихся их число не превышает 10-12%.
2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических
заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота
функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни – в
2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников
имеют хронические болезни.
3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.
4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.
Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет –3 диагноза, 16- 17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в
анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических
заболеваний.
Причины, влияющие на состояние здоровья учащихся [2]:
– несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия;
– неполноценное питание;
– несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха,
сна и пребывания на воздухе;
– уменьшение продолжительности сна и прогулок;
– снижением физической активности;
– недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и
укрепления здоровья самих учащихся, их родителей.
Исходя из выше сказанного, хочу предложить рекомендации по здоровому образу жизни школьников:
– рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов;
– достаточная двигательная активность;
– закаливание, способствующее повышению сопротивляемости
организма неблагоприятным факторам окружающей среды;
– соблюдение режима учебного труда, отдыха, сна на основе
требований суточного биологического ритма;
– личная гигиена;
– умение управлять своими эмоциями, снимать нервное напряжение
в целях профилактики невротических состояний;
– отказ от вредных привычек – курения, употребления алкоголя и
наркотиков;
– безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее
предупреждение травм и отравлений.
Выводы.
Проведя большую работу по систематизации показателей
здоровья обучающихся 7-х классов МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз по
результатам медицинского обследования с 2011 по 2013 годы, сделав
анализ и сравнив показатели с общероссийскими, я сделала вывод, что
показатели здоровья учащихся из года в год становятся хуже, выявляется
много различных хронических заболеваний. Будучи оптимистом, хочу
сказать, что здоровье каждого школьника в его руках и здоровый образ
жизни – лучшее средство профилактики болезней. Рациональное питание,
активный деятельный режим, отказ от вредных привычек, жизнь в
согласии с окружающей средой и с самим собой имеют решающее
значение в борьбе за здоровье.
Список использованных источников