Акмуллинская олимпиада

Сотникова Карина Витальевна МОБУ СОШ №1 г.Мелеуз РБ

Научный руководитель: Даминева Айгуль Ураловна, учитель географии МОБУ СОШ №1 г.Мелеуз РБ

ИЗУЧЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ МОБУ СОШ№1 Г.МЕЛЕУЗ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ С 2011 ПО 2013 ГОДЫ

Актуальность выбранной темы. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Цель работы: изучение и сравнение показателей здоровья обучающихся 7-х классов МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз по результатам медицинского обследования с 2011 по 2013 годы.

Задачи:

– проанализировать научную информацию по теме;

– изучение показателей здоровья обучающихся 7-х классов МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз по результатам медицинского обследования с 2011 по 2013 годы;

– сравнение показателей здоровья обучающихся 7-х классов МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз по результатам медицинского обследования с 2011 по 2013 годы с общероссийскими показателями;

– выявление основных проблем влияющих на состояние здоровья учащихся;

– разработка рекомендаций для укрепления здоровья учащихся.

Ход выполнения работы.

В соответствии с Законом РФ ―Об образовании‖ здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь. Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс, в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ [1].

Практическая часть работы.

Для выполнения данной исследовательской работы были выбраны показатели, обучающиеся 7-х классов нашей школы. Все дети одного возраста. Каждый год в сентябре проводиться комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами (таблица).

В ходе медосмотра в 5 классе были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья учащихся и установлено,что только 12 из 83 можно отнести к 1 группе здоровья и 67 ко 2 группе, а к 3 группе здоровья относятся 4 ученика.

В ходе медосмотра в 6 классе были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья учащихся и установлено, что только 15 из 81 можно отнести к 1 группе здоровья и 60 ко 2 группе, а к 3 группе здоровья относятся 6 ученика.

В ходе медосмотра в 7 классе были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья учащихся и установлено, что только 17 из 88 можно отнести к 1 группе здоровья и 63 ко 2 группе, а к 3 группе здоровья относятся 8 ученика. Сделав анализ показателей патологий, выявленных специалистами ЦРБ и сравнив их с общероссийскими отметила, что в целом наблюдается снижение здоровья учащихся данной параллели.

В структуре хронических болезней современных школьников нашей страны первое место занимают болезни органов пищеварения – их удельный вес достигает 20,3%. Доля хронических болезней нервной системы 17,3%.

По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место.

Среди учащихся параллели 7-х классов идет также тенденция увеличения болезней органов пищеварения от 14,2% в 5-м классе до 18,8 % в 7-м классе.

Среди функциональных расстройств ―лидируют‖ нарушения системы кровообращения 25%, третье место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата 17%. Далее, эндокринно-обменные нарушения до 14%.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие [1]:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет –3 диагноза, 16- 17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Причины, влияющие на состояние здоровья учащихся [2]:

– несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия;

– неполноценное питание;

– несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе;

– уменьшение продолжительности сна и прогулок;

– снижением физической активности;

– недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей.

Исходя из выше сказанного, хочу предложить рекомендации по здоровому образу жизни школьников:

– рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов;

– достаточная двигательная активность;

– закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам окружающей среды;

– соблюдение режима учебного труда, отдыха, сна на основе требований суточного биологического ритма;

– личная гигиена;

– умение управлять своими эмоциями, снимать нервное напряжение в целях профилактики невротических состояний;

– отказ от вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков;

– безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.

Выводы.

Проведя большую работу по систематизации показателей здоровья обучающихся 7-х классов МОБУ СОШ №1 г. Мелеуз по результатам медицинского обследования с 2011 по 2013 годы, сделав анализ и сравнив показатели с общероссийскими, я сделала вывод, что показатели здоровья учащихся из года в год становятся хуже, выявляется много различных хронических заболеваний. Будучи оптимистом, хочу сказать, что здоровье каждого школьника в его руках и здоровый образ жизни – лучшее средство профилактики болезней. Рациональное питание, активный деятельный режим, отказ от вредных привычек, жизнь в согласии с окружающей средой и с самим собой имеют решающее значение в борьбе за здоровье.

Список использованных источников

1. http://niigd.ru/

2. www.nczd.ru/infocom.htm