Акмуллинская олимпиада

Сорокина Карина Сергеевна, Мареева Юлия Романовна МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» Демского района г.Уфы РБ

Научный руководитель: Степаненко Валентина Кузьминична

ТЕМПЕРАМЕНТ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Темперамент относится к базовым психологическим характеристикам индивидуальности. Он является той основой, на которой строится человеческая личность. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Цель исследования: Определение влияния темперамента учащихся на разные виды школьной тревожности.

Объект исследования: Учащиеся 7-х классов лицея № 123 Дѐмского района г. Уфы. Обследовано 40 учащихся в возрасте 13 и 14 лет. Из них 18 девочек и 22 мальчика.

Предмет исследования: Темперамент и состояние разных видов школьной тревожности подростков.

Задачи:

1. Проведение теста на определение типа темперамента учащихся.

2. Определение школьной тревожности по тесту Филлипса.

3. Определение влияния темперамента на проявление школьной тревожности.

Практическая значимость: Результаты данной работы могут быть использованы учителями школы, психологами и родителями подростков.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Свойства нервной системы - темперамент.

Мы определяли по тесту Айзенка. Темперамент обычно называют врожденные особенности человека – степень уравновешенности. Подростки отвечали на 60 вопросов в специальных бланках для ответов, мы подсчитали количество + и – совпадающих с указанными номерами вопросов отмечая галочкой на строчке, каждое совпадения и записывали полученное число.

Л__________________________________________________________

-4,+8, -12, +16, -20, +24, +28, -32,+36,- 40, +44, -48.

И _________________________________________________________

+1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, -33, +35, +38,

+41, +43, +46, +49, -51, +53, -55,+57, -59

СТ.________________________________________________________,

2,+5,+7,+10,+13,+15, +18,+21,+23,+26,+29,+31,+34,+37, +39,+42,

+45,+47,+50,+54,+56,+58,+60.

По шкале Л. выявлялась искренность, чем меньше число баллов полученной по этой шкале, тем выше искренность. По шкале И., чем больше количество баллов, тем выше потребность в общении. По шкале СТ., чем выше количество баллов, тем выше потребность в общении.

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить – «Да» или «Нет». При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом, – это проявление тревожности. При обработке подсчитывается: 1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов тесте – о высокой тревожности. 2. Число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Результаты исследования

В результате проведенного тестирования в группе подростков 13 – 14 лет на предмет принадлежности к определенному типу темперамента, мы получили следующие показатели: сангвиников оказалось 25%, флегматиков только 2%, холериков – 48%, меланхоликов – 25%. Среди мальчиков преобладают сангвиники и холерики (по 60%), а у девочек по 40% данных темпераментов. Среди меланхоликов примерно одинаковое количество мальчиков (49%) и девочек (51%).

Следующим этапом нашего исследования было определение школьной тревожности. Результаты этого теста показали, что высокая общая школьная тревожность наблюдается у 39% подростков, среди них 56,25% – мальчики и 43,75% – девочки. Средняя тревожность присутствует у 41,5% школьников (мальчики 53,4%, девочки 46,6%), низкую тревожность имеют только 19,5% учащихся (из них мальчиков 71%, девочек 29%).

По шкале «С» мы определяли переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). По данной шкале мы получили следующие результаты: высокий социальный стресс испытывают 18%меланхоликов и 10% сангвиников, средний 27%, 30% соответственно и у 36,8% холериков. У остальной группы учащихся присутствует низкий социальный стресс (55% меланхоликов, 60% сангвиников и 63,2% холериков).

Высокая тревожность в достижении успеха значительно выражена у меланхоликов (36%), несколько у сангвиников (10%), а у холериков не присутствовала. Среднюю тревожность проявили: меланхолики – 28%, сангвиники – 30%, холерики – 63,2%. Не придают значения достижению успеха 36%, 60% и 36,8% подростков соответственно.

Повышенный страх самовыражения наблюдается у 55% меланхоликов, 40% сангвиников и у 42% холериков, средний присутствует у 36%, 20% и 26,3% соответственно. У остальных учащихся данной группы выражен незначительно.

Страх ситуации проверки знаний также значительно выражен у меланхоликов (55%), у сангвиников – 10%, у холериков – 21%. Слегка побаиваются 36%, 40% и 63% соответственно. Не испытывают данного страха среди меланхоликов только 9%, а у сангвиников – 50%, у холериков – 16%.

Боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих, повышена у значительной группы ребят данного возраста. Она присутствует у 45,5% меланхоликов, у 30% сангвиников и 31,7 % холериков. Несколько озабочены данной проблемой: меланхолики – 45,5%, сангвиники – 30%, холерики – 31,7%. Не придают значения этой категории 9%, 40% и 35,6% подростков соответственно.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу присутствует у 64% меланхоликов, 10% сангвиников и 21% холериков. Слегка сопротивляются 18%, 10% и 26,3% учащихся соответственно. Активно противостоят стрессу: меланхолики – 18%, сангвиники – 80%, холерики – 52,7%.

Страх в отношении с учителями испытывают 45,5% меланхоликов, 10% сангвиников и 21% холериков. Несколько побаиваются: меланхолики – 45,5%, сангвиники – 70%, холерики – 52,7%. Данный страх отсутствует у 9%, 20% и 26,3% подростков соответственно.

Флегматиком оказался 1 ученик. Его показатели по всем видам школьной тревожности были высокими.

Проследив влияние темперамента на проявление школьной тревожности, мы определили, что общая школьная тревожность повышена значительно у 73% меланхоликов. У остальных типов темперамента она не превышает 20%. Сангвинику больше присущ страх самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих. Эти же страхи присутствуют и у холериков, и более выражены у девочек. Кроме того у девочек холерического темперамента достаточно выражена низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. У учащихся меланхолического темперамента наблюдается высокая тревожность в потребности достижения успеха, страха самовыражения, ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Именно в этой группе больше всего присутствует страх в отношении с учителями, более выраженный у мальчиков.

Выводы

1. В данной группе подростков значительную часть составили учащиеся холерического 48%, по 25% – сангвинического и меланхолического темпераментов, а на долю флегматического приходится только 2% обследованных.

2. Общая школьная тревожность повышена у достаточно большой группы подростков (39%): имеет место высокий социальный стресс, страх самовыражения, повышенная тревожность в достижении успеха, а также боязнь не соответствия ожиданиям окружающих.

3. Высокая школьная тревожность особенно проявляется у подростков меланхолического темперамента практически по всем еѐ категориям тревожности, а также значительно выражена у девочек холерического темперамента.

Список литературы

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. – Медицинская валелогия. Ростова-на-Дону «Феникс». 2000. Стр. 74-76.

2. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. соч.в 6 т. М., 1984.

3. Жуков Д.А. «Стресс», ж. «Биология в школе» №2, 2004. стр. 12.

4. Немов Р.С. Психология книга 1, М.,1999, стр. 71-72.

5. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. 1993 стр. 623-624.

6. Реан А.А. Психология подростка; Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. М., 2003.

7. Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании. М., 1995.