Акмуллинская олимпиада

Сорокина Карина Сергеевна МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» Демского района городского округа г. Уфа

Научный руководитель: педагог ДО Степаненко Валентина Кузьминична

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ И ВЕГЕТАТИВНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ПОДРОСТКОВ

Актуальность. Темперамент относится к базовым психологическим характеристикам индивидуальности. Он является той основой, на которой строится человеческая личность. Самый затейливый человеческий характер вся его архитектоника и декор предопределяются тем, что заложено в его нервной системе. На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной базы учебных заведений, нарушения у школьников осанки, зрения, нервной системы носили и продолжают сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы, ограничение двигательной активности.

Цель исследования: Определение влияния темперамента учащихся на состояние органов равновесия и соотношение симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы подростков.

Объект исследования: Учащиеся 7-х классов школы № 104 Дѐмского района г. Уфы. Обследовано 46 учащихся в возрасте 13 и 14 лет. Из них 28 девочки и 18 мальчика.

Предмет исследования: Темперамент и состояние вестибулярной сенсорной и вегетативной нервной системы подростков.

Задачи:

1. Проведение теста на определение темперамента учащихся.

2. Определение функционального состояния органов равновесия и порога чувствительности вестибулярного анализатора.

3. Влияние темперамента на соотношение симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы подростков.

Практическая значимость: Результаты данной работы, доведены до сведения психологов, учителей и родителей обследованных детей. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Свойства нервной системы – темперамент мы определяли по тесту Айзенка. Темперамент обычно называют врожденные особенности человека – степень уравновешенности. Подростки отвечали на 60 вопросов в специальных бланках для ответов, мы подсчитали количество «+» и «-» совпадающих с указанными номерами вопросов отмечая галочкой на строчке, каждое совпадения и записывали полученное число.

Л._________________________________________________________

-4,+8, -12, +16, -20, +24, +28, -32,+36,- 40, +44, -48.

И._________________________________________________________

+1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, -33,

+35, +38, +41, +43, +46, +49, -51, +53, -55,+57, -59.

СТ.________________________________________________________,

2,+5,+7,+10,+13,+15, +18,+21,+23,+26,+29,+31,+34,+37, +39,+42,

+45,+47,+50,+54,+56,+58,+60.

По шкале Л. выявлялась искренность, чем меньше число баллов полученной по этой шкале, тем выше искренность. По шкале И., чем больше количество баллов, тем выше потребность в общении. По шкале СТ., чем выше количество баллов, тем выше потребность в общении. Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя.

Проба Ромберга проводится в четырѐх режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Первый режим: ноги вместе, руки вперѐд, пальцы раздвинуты, глаза закрыты; второй режим: то же самое, только одна нога на шаг вперѐд; третий режим: пятка одной ноги ставится на колено другой; четвѐртый режим: «ласточка». «Очень хорошо», если в каждой позе подросток сохраняет равновесие в течение 15 сек и при этом не наблюдаются пошатывание тела, дрожание рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 секунд нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно».

Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом человек по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери равновесия. Норма – 28 и более секунд.

Глазодвигательный рефлекс Ашнера. Определяется ЧСС в исходном положении лѐжа с закрытыми глазами, затем надавливаем на глазные яблоки пациента и через 10-15 секунд, не прекращая надавливания, ещѐ раз подсчитываем ЧСС. Норма – замедление пульса на 4-10 ударов в минуту, более чем на 10 уд/мин – повышение возбудимости парасимпатического отдела НС, а замедление на 2-4 уд/мин или учащение пульса – извращѐнная реакция – преобладание тонуса симпатической НС.

Клиностатический рефлекс Даниелополу. Определяют ЧСС в исходном положении стоя, затем через 10 - 25 секунд пульс лѐжа. В норме замедление пульса на 4-6 уд/мин, более чем на 6 уд/мин – повышенная возбудимость парасимпатической НС, а отсутствие реакции или еѐ парадоксальный характер (ускорение) говорит о преобладании тонуса симпатической НС.

Результаты исследования

В результате проведѐнного тестирования подростков 13–14 лет на предмет принадлежности к определенному типу темперамента мы получили следующие результаты: сангвиников – 26%, флегматиков – 35%, холериков – 26%, меланхоликов – 13%. Среди мальчиков преобладают сангвиники (37,5%) и флегматики (37,5%), у девочек основную часть составляют флегматики и холерики (по 33,5%).

Вторым этапом нашего исследования явилось определение порога чувствительности вестибулярного аппарата. По результатам теста Яроцкого (вращение головой с закрытыми глазами до потери равновесия) мы выявили, что в норму вошли 25% мальчиков и 32,1% девочек, а 37,5% мальчиков и 35,8% девочек выдержали более длительное время, ниже нормы, соответственно, 25% и 32,1%.

Проследив соотношение выполнения данной пробы с типом темперамента, мы получили следующие показатели. В норму вошли мальчики: 100% холерики, 50% меланхолики и 16,6% сангвиники. У девочек норму выполнили 33,3% холериков, 40% сангвиников, 40% флегматиков. Выше нормы выдержали мальчики сангвиники 33,4%, флегматики 50%, меланхолики 50%. Хороший вестибулярный аппарат имели девочки сангвиники и флегматики по 20%, холерики 44,5%, меланхолики 75%. Слабый вестибулярный аппарат оказался у 50% мальчиков сангвиников и флегматиков. У девочек этот показатель ниже нормы и имеет значение во всех типах темперамента, но несколько ниже, чем у мальчиков (сангвиники и флегматики по 40%, холерики 22,2%, меланхолики 25%).

Проба Ромберга нарушение равновесия в положении стоя с постепенным уменьшением точек опоры (4 позы), в течение 1 минуты (по 15 секунд на каждую позу). Все 4 позы выдержали только 6,25% мальчиков и 32,2% девочек. Самый низкий показатель у мальчиков флегматиков и меланхоликов, 100% которых выполнили только первые 2 позы, 100% холериков – 3 позы, сангвиники: 50% – 2 позы, 33,3% – 3 позы, 16,7% – 4 позы. Результаты пробы Ромберга у девочек оказались лучше. Выдержали равновесие в 4-х позах 40% сангвиников и флегматиков, 25% меланхоликов и 22,3% холериков. 3 позы выполнили 10% девочек – флегматиков и 44,4% холериков. Остальные выполнили только 2 позы (сангвиники – 60%, флегматики – 50%, холерики – 33,3%,меланхолики – 75%).

Проследив влияние типа темперамента на вегетативную нервную систему (ВНС) мы обнаружили, что преобладание симпатического отдела ВНС имеет место у 100% мальчиков и 80% девочек холериков, а у всех меланхоликов преобладает парасимпатический отдел ВНС (100%). У сангвиников и флегматиков соотношение симпатического и парасимпатического отделов ВНС отличаются незначительно. У девочек этих темпераментов преобладание симпатического отдела составило 60%, а парасимпатического – 40%. У мальчиков – сангвиников по 50%, у флегматиков – 66,6% симпатический отдел и 33,4% парасимпатический.

Выводы

1. По результатам теста Айзенка соотношение темпераментов в выборке школьников 13-14 лет имеет следующие значения: сангвиники составляют 26%, флегматики – 35%, холерики – 26%, меланхолики – 13%.

2. Нарушение равновесия имеет место у подростков всех типов темперамента, но преобладает у мальчиков – флегматиков. Устойчивость вестибулярного аппарата значительно выше у ребят холерического и меланхолического темпераментов обоих полов.

3. Прослежена взаимосвязь между типом темперамента и соотношением симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы: у холериков преобладает симпатический отдел ВНС, а у меланхоликов парасимпатический.

Список используемой литературы

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валелогия. Ростова-на-Дону «Феникс», 2000. С. 74-76.

2. Выготский Л. С. Детская психология. Собр . соч.в 6 т. М ., 1984.

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М: «Гуманит. Изд. Центр Владос», 1998.

4. Жуков Д.А. Стресс//Биология в школе. №2, 2004. С. 12.

5. Курепин М.М. Анатомия человека. М., Просвещение, 1970.

6. Немов Р.С. Психология. М,1999. С. 71-72.

7. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. 1993. С. 623-624.

8. Реан А.А. Психология подростка/ Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. М., 2003.

9. Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании. М., 1995.

10. Соколов А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. М.: «Терра-Спорт, Олимпия Пресс», 2001. С. 400-411.

11. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.