Сорокина Карина Сергеевна
МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» Демского
района городского округа г. Уфа
Научный руководитель: педагог ДО Степаненко Валентина
Кузьминична
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ И ВЕГЕТАТИВНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ПОДРОСТКОВ
Актуальность. Темперамент относится к базовым психологическим
характеристикам индивидуальности. Он является той основой, на которой
строится человеческая личность. Самый затейливый человеческий
характер вся его архитектоника и декор предопределяются тем, что
заложено в его нервной системе. На протяжении более чем вековой
истории существования и развития системы массового школьного
образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования
материальной базы учебных заведений, нарушения у школьников осанки,
зрения, нервной системы носили и продолжают сохранять массовый
характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей большой зрительной
работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы, ограничение
двигательной активности.
Цель исследования: Определение влияния темперамента учащихся
на состояние органов равновесия и соотношение симпатического и
парасимпатического отделов вегетативной нервной системы подростков.
Объект исследования: Учащиеся 7-х классов школы № 104 Дѐмского района г. Уфы. Обследовано 46 учащихся в возрасте 13 и 14 лет. Из них 28 девочки и 18 мальчика.
Предмет исследования: Темперамент и состояние вестибулярной
сенсорной и вегетативной нервной системы подростков.
Задачи:
1. Проведение теста на определение темперамента учащихся.
2. Определение функционального состояния органов равновесия и
порога чувствительности вестибулярного анализатора.
3. Влияние темперамента на соотношение симпатического и
парасимпатического отделов вегетативной нервной системы подростков.
Практическая значимость: Результаты данной работы, доведены
до сведения психологов, учителей и родителей обследованных детей.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Свойства нервной системы – темперамент мы определяли по тесту
Айзенка. Темперамент обычно называют врожденные особенности
человека – степень уравновешенности. Подростки отвечали на 60 вопросов
в специальных бланках для ответов, мы подсчитали количество «+» и «-»
совпадающих с указанными номерами вопросов отмечая галочкой на
строчке, каждое совпадения и записывали полученное число.
Л._________________________________________________________
-4,+8, -12, +16, -20, +24, +28, -32,+36,- 40, +44, -48.
И._________________________________________________________
+1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, -33,
+35, +38,
+41, +43, +46, +49, -51, +53, -55,+57, -59.
СТ.________________________________________________________,
2,+5,+7,+10,+13,+15, +18,+21,+23,+26,+29,+31,+34,+37, +39,+42,
+45,+47,+50,+54,+56,+58,+60.
По шкале Л. выявлялась искренность, чем меньше число баллов
полученной по этой шкале, тем выше искренность. По шкале И., чем
больше количество баллов, тем выше потребность в общении. По шкале
СТ., чем выше количество баллов, тем выше потребность в общении.
Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя.
Проба Ромберга проводится в четырѐх режимах при постепенном
уменьшении площади опоры. Первый режим: ноги вместе, руки вперѐд,
пальцы раздвинуты, глаза закрыты; второй режим: то же самое, только
одна нога на шаг вперѐд; третий режим: пятка одной ноги ставится на
колено другой; четвѐртый режим: «ласточка». «Очень хорошо», если в каждой позе подросток сохраняет равновесие в течение 15 сек и при этом
не наблюдаются пошатывание тела, дрожание рук или век (тремор). При
треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в
течение 15 секунд нарушается, то проба оценивается
«неудовлетворительно».
Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности
вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении
стоя с закрытыми глазами, при этом человек по команде начинает
вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время
вращения головой до потери равновесия. Норма – 28 и более секунд.
Глазодвигательный рефлекс Ашнера. Определяется ЧСС в исходном положении лѐжа с закрытыми глазами, затем надавливаем на глазные яблоки пациента и через 10-15 секунд, не прекращая надавливания, ещѐ раз подсчитываем ЧСС. Норма – замедление пульса на 4-10 ударов в минуту, более чем на 10 уд/мин – повышение возбудимости парасимпатического отдела НС, а замедление на 2-4 уд/мин или учащение пульса – извращѐнная реакция – преобладание тонуса симпатической НС.
Клиностатический рефлекс Даниелополу. Определяют ЧСС в
исходном положении стоя, затем через 10 - 25 секунд пульс лѐжа. В норме
замедление пульса на 4-6 уд/мин, более чем на 6 уд/мин – повышенная
возбудимость парасимпатической НС, а отсутствие реакции или еѐ
парадоксальный характер (ускорение) говорит о преобладании тонуса
симпатической НС.
Результаты исследования
В результате проведѐнного тестирования подростков 13–14 лет на
предмет принадлежности к определенному типу темперамента мы
получили следующие результаты: сангвиников – 26%, флегматиков – 35%,
холериков – 26%, меланхоликов – 13%. Среди мальчиков преобладают
сангвиники (37,5%) и флегматики (37,5%), у девочек основную часть
составляют флегматики и холерики (по 33,5%).
Вторым этапом нашего исследования явилось определение порога
чувствительности вестибулярного аппарата. По результатам теста
Яроцкого (вращение головой с закрытыми глазами до потери равновесия)
мы выявили, что в норму вошли 25% мальчиков и 32,1% девочек, а 37,5%
мальчиков и 35,8% девочек выдержали более длительное время, ниже
нормы, соответственно, 25% и 32,1%.
Проследив соотношение выполнения данной пробы с типом
темперамента, мы получили следующие показатели. В норму вошли
мальчики: 100% холерики, 50% меланхолики и 16,6% сангвиники. У
девочек норму выполнили 33,3% холериков, 40% сангвиников, 40%
флегматиков. Выше нормы выдержали мальчики сангвиники 33,4%,
флегматики 50%, меланхолики 50%. Хороший вестибулярный аппарат
имели девочки сангвиники и флегматики по 20%, холерики 44,5%, меланхолики 75%. Слабый вестибулярный аппарат оказался у 50%
мальчиков сангвиников и флегматиков. У девочек этот показатель ниже
нормы и имеет значение во всех типах темперамента, но несколько ниже,
чем у мальчиков (сангвиники и флегматики по 40%, холерики 22,2%,
меланхолики 25%).
Проба Ромберга нарушение равновесия в положении стоя с
постепенным уменьшением точек опоры (4 позы), в течение 1 минуты (по
15 секунд на каждую позу). Все 4 позы выдержали только 6,25%
мальчиков и 32,2% девочек. Самый низкий показатель у мальчиков
флегматиков и меланхоликов, 100% которых выполнили только первые 2
позы, 100% холериков – 3 позы, сангвиники: 50% – 2 позы, 33,3% – 3 позы,
16,7% – 4 позы.
Результаты пробы Ромберга у девочек оказались лучше. Выдержали
равновесие в 4-х позах 40% сангвиников и флегматиков, 25%
меланхоликов и 22,3% холериков. 3 позы выполнили 10% девочек –
флегматиков и 44,4% холериков. Остальные выполнили только 2 позы
(сангвиники – 60%, флегматики – 50%, холерики – 33,3%,меланхолики –
75%).
Проследив влияние типа темперамента на вегетативную нервную систему (ВНС) мы обнаружили, что преобладание симпатического отдела ВНС имеет место у 100% мальчиков и 80% девочек холериков, а у всех меланхоликов преобладает парасимпатический отдел ВНС (100%). У сангвиников и флегматиков соотношение симпатического и парасимпатического отделов ВНС отличаются незначительно. У девочек этих темпераментов преобладание симпатического отдела составило 60%, а парасимпатического – 40%. У мальчиков – сангвиников по 50%, у флегматиков – 66,6% симпатический отдел и 33,4% парасимпатический.
Выводы
1. По результатам теста Айзенка соотношение темпераментов в выборке
школьников 13-14 лет имеет следующие значения: сангвиники составляют
26%, флегматики – 35%, холерики – 26%, меланхолики – 13%.
2. Нарушение равновесия имеет место у подростков всех типов
темперамента, но преобладает у мальчиков – флегматиков. Устойчивость
вестибулярного аппарата значительно выше у ребят холерического и
меланхолического темпераментов обоих полов.
3. Прослежена взаимосвязь между типом темперамента и соотношением
симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной
системы: у холериков преобладает симпатический отдел ВНС, а у
меланхоликов парасимпатический.
Список используемой литературы
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валелогия. Ростова-на-Дону
«Феникс», 2000. С. 74-76.
2. Выготский Л. С. Детская психология. Собр . соч.в 6 т. М ., 1984.
3. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М: «Гуманит. Изд. Центр
Владос», 1998.
4. Жуков Д.А. Стресс//Биология в школе. №2, 2004. С. 12.
5. Курепин М.М. Анатомия человека. М., Просвещение, 1970.
6. Немов Р.С. Психология. М,1999. С. 71-72.
7. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. 1993. С. 623-624.
8. Реан А.А. Психология подростка/ Полное руководство для психологов,
педагогов и родителей. М., 2003.
9. Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании. М., 1995.
10. Соколов А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. М.: «Терра-Спорт,
Олимпия Пресс», 2001. С. 400-411.
11. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.