Акмуллинская олимпиада

Сираев Вадим Венерович МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск, Республика Башкортостан

Научный руководитель: Сираева Зиля Нафисовна, МОБУ СОШ №5

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУШНИКОВ НА СЛУХОВЫЕ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ.

Несмотря на то, что многие в наше время увлечены здоровым образом жизни – мало кто уделяет внимание тому, что молодые люди слушают громкую музыку и музыку в наушниках. И часто эта музыка звучит на недопустимой для слуха громкости. Звуки сливаются с другим посторонним шумом и создают неприятную дисгармонию.

Цель моего исследования: узнать, как прослушивание музыки с помощью наушников влияет на здоровье человека; выяснить, какую роль в жизни подростков занимает прослушивание громкой музыки и как это влияет на работоспособность и физиологическое состояние человека.

Мною была выдвинута гипотеза: «Если подростки будут регулярно слушать громкую музыку – это может привести в дальнейшем к ухудшению их здоровья». Если мы докажем, что прослушивание музыки с помощью наушников вредно сказывается на здоровье человека, то, возможно, сможем предложить меры профилактики и правила использования таких наушников.

Объект исследования: наушники внешние и внутренние.

Предмет исследования: звуковой сигнал плеера и телефона через наушники, его влияние на организм человека.

Место проведения исследования: МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск.

Время проведения исследования: сентябрь – декабрь 2013года.

Слух – важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше чем зрение, наше ухо работает непрерывно в течение суток, даже во сне.

Слух – первое чувство, которое формируется у ребенка.

Слух – самое острое человеческое чувство.

Слух – самое совершенное чувство.

Слух – позволяет нам чувствовать себя в безопасности.

Слуховой орган имеет настолько сложное устройство, что до сих пор ни одно техническое средство не в силах его заменить.

Громкая музыка рассеивает внимание, мешает сосредоточиться, понижает работоспособность. Шумы влияют на физиологическое состояние человека. Могут вызвать глухоту и тугоухость.

Шумом называется сочетание множества звуков, продолжительность и характеристики которых беспорядочно изменяются. Шум – это звуковые колебания, не несущие полезной информации и причиняющие окружающим значительные неудобства. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно.

Уровень шума в 20-30 децибелов практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Для исследования слуха применяют различные методы. Например, остроту слуха оценивают с помощью аудиометрии, в т. ч. исследования слуховой речью (шепотной и громкой), камертонами и аудиометром.

Современную жизнь трудно представить без музыки. Она звучит везде. Мы встаем под ее звуки каждое утро, она сопровождает нас на улицах, в общественном транспорте, в салонах автомобилей, на остановках из наушников рядом стоящих молодых людей. Производители разных фирм в большом количестве предлагают нам продукцию в виде колонок, динамиков, плееров, телефонов. И мы с удовольствием пользуемся этой продукцией. Если покупаем колонки, то помощнее; если телефон, то обязательно с функцией прослушивания музыки.

Трудно себе представить жизнь современного молодого человека без наушников. Дорога в школу, перемена, скучный урок, приготовление домашних заданий становятся интереснее, если в ушах звучит любимая музыка.

Миниатюрные наушники для телефонов и МР-3 плееров очень быстро стали суперпопулярными. Прослушивание музыки на высокой громкости может стать причиной двух основных слуховых болезней – потери чувствительности сенсорных волосков и так называемого «звона в ушах».

По данным ученых, продолжительность жизни человека под воздействием сильного шума сокращается на 8-12 лет. Таким образом, борьба с шумом – это борьба за здоровье людей. Чрезмерная шумовая нагрузка резко снижает работоспособность, уменьшает эффективность отдыха, ведет к хроническому переутомлению, глухоте.

Современной наукой накоплено много данных, как о позитивном, так и о негативном воздействии музыкальных звуков на организм человека.

Я выделил следующие негативные последствия влияния на человека прослушивание музыки с помощью наушников:

– при постоянном растяжении барабанной перепонки уменьшается ее эластичность, поэтому требуется большая громкость звука, чтобы она начала колебаться, т.е. снижается чувствительность слухового аппарата;

– повреждаются слуховые рецепторы,

Мне стало интересно, действительно ли прослушивание громкой музыки и музыки через наушники приносит только удовольствие и никаким образом не влияет на здоровье? Основная информация собиралась при помощи метода анкетного опроса. Численность респондентов составила 85 человек. В выборку попали в основном учащиеся среднего и старшего звена (5, 7, 9 и 11 классы), в связи с тем, что MP3-плеер (телефон с наушниками) является атрибутом статуса продвинутой молодежи.

Результаты анкетирования

Проведя анкетирование, я выяснил, что слуховая чувствительность после прослушивания музыки с помощью наушников уменьшается. В нашей школе 49% опрошенных обучающихся понимают преимущества прослушивания музыки на небольшой громкости, меньше рискуют потерять слух. А вот рискует своим здоровьем 51% подростков. К сожалению, 63,5% обучающихся слушают музыку более 1 часа в день, а это может нанести вред их органу слуха, тем более что они используют наушники – вкладыши.

Оказывается, в нашей школе во время уроков слушают музыку с помощью МР3 плеера 2,4% обучающихся и 15% при выполнении домашнего задания, а это:

– отвлекает от учебного процесса,

– рассеивает внимание, не позволяет сосредоточиться в должной мере на усвоение учебного материала,

– снижает успеваемость, следовательно, влияет на результаты обучения.

Почти по 45% обучающихся чаще всего слушают музыку идя по улице и в транспорте, сей факт говорит о том, что у них ослабляется концентрация внимания и они не могут услышать приближающейся транспорт, что может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Для определения остроты слуха у учащихся нам потребовалось следующее оборудование: механические часы, линейка, музыка. Чтобы определить остроту слуха мы подносим к уху механические часы с секундной стрелкой и линейку. Затем измеряем, на каком расстоянии от уха исследуемый слышит звук секундной стрелки. Исследования проводились в спокойном состоянии и после прослушивания громкой музыки. 5,7-классники слушали громкую музыку через колонки, а 9,11-классники через MP3 плеер.

Вывод. Прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости влияет на остроту слуха. До прослушивания громкой музыки через наушники у 25% учащихся острота слуха ниже нормы. А после проведения эксперимента их количество увеличилось до 65%, причем стали плохо слышать на одно ухо 10% учащихся.

Сравнивая результаты измерения остроты слуха у школьников в спокойном состоянии и после прослушивания громкой музыки в течение 3-5 минут можем сделать следующие выводы: громкая музыка действительно негативно влияет на слух человека, притупляя его. Если анализировать уровень слуха по классам в спокойном состоянии, то можно заметить, что к 11 классу слуховые показатели падают, хотя сами подростки и не подозревают о том, что стали слышать хуже.

Проведя исследование, я выяснил, что слуховая чувствительность после прослушивания музыки с помощью наушников уменьшается.

Влияние громкой музыки на физиологическое состояние.

Для того, чтобы выяснить влияние звуков на физиологическое состояние – в частности на изменение пульса, проводим следующее исследование: сначала замеряем пульс в спокойном состоянии, затем слушаем громкую музыку через колонки в течение 3 минут, опять замеряем пульс. Исходя из полученных данных, мы видим, что громкая музыка отрицательно влияет на физиологическое состояние человека. Уже через 3 минуты прослушивания громкой музыки у учащихся участился пульс на несколько единиц.

Влияние громкой музыки на работоспособность

Для проверки влияния громкой музыки на работоспособность учащихся проводили следующее исследование: испытуемым давали задания, которые выполнялись сначала под спокойно звучащую музыку, либо в тишине, а затем давали аналогичные задания, которые они должны выполнить под громкую музыку или во время прослушивания через наушники.

Пятиклассники выполняли задания по математике в разные дни. Участвовало в эксперименте 17 человек. Время выполнения одинаковое – 10 минут. В результате эксперимента во время звучания громкой музыки возникли жалобы на головную боль (6 человек – это 35% испытуемых) и невозможность сосредоточиться.

Девятиклассники выполняли задания сначала в тишине, а затем слушая плеер. Участвовало 6 человек. Время давалось одинаковое – 10 минут. В результате эксперимента под музыку, звучащую через плеер для выполнения заданий потребовалось времени больше, в задачах были допущены элементарные ошибки (забыли записать ответ) и неточности, помарки, исправления.

По результатам этого опыта видно, что для детского уха, даже спокойная музыка может быть сильным раздражителем, не говоря уже о громкой «бьющей по ушам» музыке. Она снижает работоспособность, повышает утомление. Громкая музыка и музыка в наушниках действительно негативно влияет на работоспособность человека, отвлекая и рассеивая его внимание, мешая сосредоточиться.

Изучив данную тему я пришел к следующим выводам:

– прослушивание громкой музыки и музыки в наушниках в транспорте, на улице как не этично, так и опасно, она отвлекает и рассеивает внимание;

– если же мы все-таки хотим слушать музыку, не следует слушать ее на максимальной громкости;

– громкая музыка негативно влияет на физиологическое состояние подростков и на их работоспособность;

– наибольшую опасность для слуха представляют наушники-вкладыши, поэтому при выборе наушников следует отдавать предпочтение «мониторным» наушникам.

Таким образом, в результате проделанной работы гипотеза, выдвинутая мной, что если подростки будут регулярно слушать громкую музыку – это приведет в дальнейшем к ухудшению их здоровья оказалась верной, но только частично. MP3-плееры (телефоны с наушниками) не смертельны. Они могут быть «музыкальными друзьями». Рациональное их использование ни к каким негативным последствиям не приведет. Предельно безопасный для здоровья уровень звука – 85 децибел, подъѐм уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое. Под воздействием громкого звука может возникать временная деградация клеток слуховых рецепторов. В случае частого, долгого и интенсивного воздействия, рецепторы теряют способность к восстановлению и поражение слуха становится необратимым.

Список использованных источников

1. Тейлор Р. Шум/ Под ред. М.А. Исаковича. М.: Мир, 1978.

2. Гордиенко А.В. Физические поля и безопасность жизнедеятельности. М; Профиздат, 2006.

3. БСЭ М: «Издательство» БСЭ», 1956. Т. 3. С.376-377.

4. Журнал «Музыка в школе» №6. 2011.

5. Исаев Л.К. Воздействие на организм опасных и вредных экологических факторов. М.: ПАИМАС, 1997.

6. Кузнецов А.Н. Биофизика электромагнитных воздействий. М. Энергоатомиздат.

7. Мамаев А.Д. Слух человека и его особенности. М. Просвещение. 2005.